Библиотека >> Человеческое, слишком человеческое.
Скачать 222.61 Кбайт Человеческое, слишком человеческое.
Допущение
множественности всегда уже предполагает, что
существует нечто, что встречается
неоднократно; но именно здесь уже царит
заблуждение, уже здесь мы измышляем сущности,
единства, которых нет на самом деле. — Наши
ощущения пространства и времени ложны, ибо,
будучи последовательно проверены, они приводят к
логическим противоречиям. Во всех научных
выводах мы неизбежно всегда включаем в расчет
некоторые ложные величины; но так как эти
величины по крайней мере постоянны, как,
например, наше ощущение времени и пространства,
то результаты науки приобретают все же
совершенную строгость и точность в их
взаимоотношении между собою; на них можно
опираться — до того последнего, конечного
вывода, в котором ошибочные основные допущения —
упомянутые постоянные ложные величины —
вступают в противоречие с результатами, например
в атомистической теории. Тут мы все еще чувствуем
себя вынужденными допустить «вещь» или
материальный «субстрат», который движется, —
тогда как вся научная работа именно и
преследовала задачу разложить все вещеобразное
(материальное) на движения: мы и здесь еще
различаем в нашем ощущении между движущим и
движимым и не можем выйти из этого круга, ибо вера
в вещи издавна вросла в наше существо. — Если
Кант говорит: «Разум не черпает своих законов из
природы, а предписывает их последней», то это
совершенно верно в отношении понятия природы,
которое мы принуждены связывать с ней (природа =
мир как представление, т. е. как заблуждение), но
которое есть суммирование множества заблуждений
разума. — К миру, который не есть наше
представление, совершенно неприменимы законы
чисел: последние имеют значение только для
человеческого мира.
20 Несколько ступеней назад. Одна, несомненно, весьма высокая ступень образования достигнута, когда человек преодолевает суеверные и религиозные понятия и страхи и, например, уже не верит больше в милых ангелочков и в первородный грех, а также отвыкает говорить о спасении души. Достигнув этой ступени освобождения, он должен еще с величайшим напряжением своей рассудительности преодолеть метафизику. Но тогда необходимо обратное движение: он должен понять историческую, а также и психологическую правомерность таких представлений, он должен познать, что величайшая помощь человечеству исходила оттуда и что без такого обратного движения можно было бы лишиться лучших результатов, достигнутых человечеством доселе. — В отношении философской метафизики я вижу теперь все больше людей, которые достигли отрицательной цели (именно что всякая положительная метафизика есть заблуждение), но лишь немногих, которые спустились несколькими ступенями ниже: ибо существенное заключается в том, чтобы смотреть поверх последней ступени лестницы, а не успокаиваться на ней. Самые просвещенные люди достигают лишь того, что освобождаются от метафизики и оглядываются на нее с сознанием своего превосходства, тогда как и здесь, как на ипподроме, необходимо свернуть с финишной черты. 21 Предположительная победа скепсиса. Попробуем признать исходную точку скептицизма; допустим, что не существует другого, метафизического мира и что все заимствованные из метафизики объяснения единственного знакомого нам мира непригодны для нас; какими глазами стали бы мы тогда смотреть на людей и вещи? Это можно представить себе, и это полезно сделать, даже если вопрос, доказали ли Кант и Шопенгауэр научно что-либо метафизическое, был бы отвергнут. Ибо с точки зрения исторической вероятности весьма возможно, что некогда в этом отношении люди станут в общем и целом скептиками; и вот, вопрос гласит: как сложится тогда человеческое общество под влиянием такого настроения? Быть может, научное доказательство какого-либо метафизического мира уже настолько трудно, что человечество не может более отрешиться от недоверия к нему. А когда чувствуешь недоверие к метафизике, то это в общем и целом приводит к таким же результатам, как если бы она была прямо опровергнута и в нее нельзя было бы верить. Исторический вопрос в отношении неметафизического настроения человечества остается в обоих случаях одинаковым. 22 Неверие в «monumentum aere perennius». Существенный ущерб, который приносит с собой уничтожение метафизических воззрений, состоит в том, что индивид слишком пристально всматривается в свою краткую жизнь и не получает никаких более сильных импульсов, которые заставляли бы его работать над длительными, предназначенными для столетий организациями; он хочет сам срывать плоды с дерева, которое он сажает, и потому он не хочет более сажать те деревья, которые требуют векового равномерного ухода и которые предназначены бросать тень на долгие ряды поколений. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
| ||
|