Библиотека >> Онтологические проблемы референции.

Скачать 248.02 Кбайт
Онтологические проблемы референции.

Предложение: Все предложения формы ~ (Рх ~ Рх) истинны приписывает истинность собственно логическому закону, и оно, соответственно, требует анализа условий истинности законов логики. Для решения этой задачи выдвигались различные критерии демаркации логических истин — законов логики — например, выдвинутый Лейбницем критерий аналитичности: логические истины принадлежат к так называемым истинам разума, истинным во всех возможных мирах. Впоследствии критерий аналитичности трансформировался от Канта до Карнапа, так что его нельзя считать единой концепцией, а скорее — множеством таковых. Теория истинности, как видно, должна удовлетворять более общему требованию, чем описывать условия передачи и сохранения истинности — а именно, сформировать такое понятие истинности, которое было бы в равной степени применимо ко всем предложениям, вне зависимости от того, являются ли они умозаключениями или посылками, или правилами вывода; поскольку эта задача явно делится по крайней мере на три части, всякая полноценная теория истинности должна по крайней мере претендовать на решение всех трех частных задач.

Проще всего, как кажется, с выяснением, что такое истинность для умозаключений: дедуктивная, индуктивная и любая другая логика показывает, в чем заключается истинность соответствующего вывода, т.е. соответствующего типа предложений (или пропозиций).

Далее нам потребуется теория, которая определяла бы, в чем заключается истинность так называемых эмпирических предложений, т.е. связанных с опытом и не выводимых из других предложений — а, напротив, таких, которые сами являются посылками для разного рода умозаключений. Наиболее развитая и влиятельная из таких теорий — корреспондентная: предложение (высказывание или пропозиция) истинно, если есть нечто, благодаря чему оно истинно, нечто, что соответствует в реальности тому, что высказано. В другой форме: если р истинно, то этому соответствует факт, что р. Или еще проще — истинно то, что соответствует фактам. Относительно факта важно отметить, что под этим понимается нечто независимое от того, что о нем высказывается и, кроме того, нечто, что может быть описано другими словами, так что не только о двух разных предложениях можно сказать, что они описывают один и тот же факт, но и — о разных, например, пропозициях, если считать их смыслами предложений. В еще более общем виде можно выразить принцип корреспонденции так: должно быть что-то отличное от того, что сказано, что делает то, что сказано истинным или ложным.

Наиболее общие проблемы, связанные с представлением истинности как корреспонденции, таковы: как понимать факт — как реальную ситуацию или как идеальное положение дел, где существенно лишь отношение между индивидуальными объектами, которые сами не существенны? Что именно соответствует факту — предложение, пропозиция, верование или что-то еще? В чем конкретно заключается корреспонденция: в том ли, что собственным именам и/или, субъектным терминам в предложении (или соответствующим элементам в пропозиции) соответствуют реальные сущности, связанные между собой теми самыми отношениями, которые как-то выражены в том, что сказано (например, названы), или же предложения отражают общую структуру факта, и то корреспонденции не требуется быть также и референциальной, а лишь в каком-то смысле отображающей? Репрезентируют ли что-нибудь связки и составные конструкции, соединяющие простые предложения в сложные? Если факт может быть репрезентирован только в предложении или пропозиции, то не представляет ли собой тогда проверка истинности путем сопоставления того, что сказано, с фактами на деле сопоставления его с другими предложениями (или пропозициями)?

В зависимости от ответов на эти вопросы будут различаться между собой различные версии корреспондентной теории. Для нас здесь главное, на что следует обратить внимание — это то, что такая концепция истинности во всяком случае плохо адаптируема к требованиям теории референции; точнее говоря, проблемы с онтологией возникают у референции именно при использовании такой формы концепции истинности. Вследствие того, что в нее органически входят требования метафизического реализма, она просто не может соответствовать требованию онтологической нейтральности.

1.4.2. Дефляционные концепции истинности

Приверженцы как корреспондентных, так и других (например, когерентных или прагматистских) концепций истины не ставят перед собой задачи устранить понятие истинности, вывести его из философского обихода; со своих позиций они пытаются показать, в чем состоит истинность. Между тем, есть теории истинности, задачу которых можно определить как редукцию истинности, как попытку показать, что это понятие излишне или, иначе, избыточно и что его, соответственно, можно не принимать всерьез, а выяснение условий истинности — псевдопроблема.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152