Библиотека >> Онтологические проблемы референции.

Скачать 248.02 Кбайт
Онтологические проблемы референции.

В результате очевидные и непротиворечивые факты о результатах функционирования определенных дескрипций трактуются без привлечения сложных онтологических аппаратов вроде возможных миров или несуществующих сущностей, с техникой не сложнее, чем кванторы логики предикатов.

Рассел считает, что обычные имена являются логическими именами собственными для предметов, с которыми мы можем быть непосредственно ознакомлены — при том, что мы не можем быть непосредственно ознакомлены с большинством вещей, для которых мы имеем имена. Таким образом, Рассел рассматривает обычные имена собственные как замаскированные определенные дескрипции[2]. Однако он противопоставляет способ, которым определенные дескрипции обозначают (denote), способу, которым имена указывают (имеют референцию, refer). С такой точки зрения, с помощью имен собственных, которые не в состоянии обозначать, можно делать значащие ложные утверждения. Такие утверждения могут быть приняты на веру (быть полагаемы); при этом невозможна подстановка кореференциальных имен в контекстах полаганий и в модальных контекстах.

Другой тип выражений, употребление которых зачастую позволяет обходится без упоминания собственных имен и сохраняет референции последних — так называемые индексальные термины, единственность и определенность референта которых зависит от обстоятельств употребления тем способом, который устанавливают особые правила, касающиеся их употребления. Характер референциальности определенных дескрипций, по-видимому, должен быть другим (если вообще считать их референциальными терминами), поскольку их референции, с одной стороны, не так сильно зависят от обстоятельств употребления, а с другой — не так четко определяются правилами. Например, если для индексального терминаЯ' обычное правило, определяющее его значение, гласит что-то наподобие: 'Я' указывает на того, кто его произносит, в момент произнесения, - то подобное установление для какой-либо определенной дескрипции вынуждено привлекать другой единичный термин (например: ‘Автор Уэверли’ указывает на Вальтера Скотта) и, следовательно, оказывается зависимым от определенности условий референциальности этого другого термина. С другой стороны, определенные дескрипции разделяют и некоторый элемент индексальности. Так, понятно, чтонынешний король Англии' может обозначать разных индивидов (или никакого) в зависимости от того, какому хронологическому времени соответствует указаниенынешний'. Определенный элемент индексальности вносят в употребление определенных дескрипций такие слова, какпервый',последний',единственный', следующий' и др., если дескриптивные конструкции образованы с их помощью. Так, двусмысленность определенной дескрипциипоследний человек, касавшийся поверхности Луны' будет располагаться между тем, кто, как мы знаем, на данный момент является таким человеком, и тем неизвестным, кто еще может им стать; при этом первый элемент этой дизъюнкции обречен изменяться с каждым новым полетом на Луну. Условия же определения второго элемента — неясны. Другая зависимость, с которой приходится считаться, говоря о референциальности определенных дескрипций — эмпирическая: то, что Вальтер Скотт написал роман Уэверли, а Юрий Гагарин первый из людей полетел в космос — эмпирические факты и, в той мере, в какой факты вообще фальсифицируемы, референты терминовВальтер Скотт' иЮрий Гагарин' и предполагаемые референты выраженийавтор Уэверли' ипервый космонавт Земли', соответственно, если тождественны, то, очевидно, не необходимым образом.

Согласно этим представлениям, указание на предмет возможно в случае представления собственного имени как совокупности дескрипций которые фиксируют соответствующие свойства объекта: знание таких, например, дескрипций, как ‘ученик Платона’ и ‘учитель Александра Македонского’, считается достаточным для указания на человека по имени ‘Аристотель’. Возможность указания при таком подходе определяется некоторым уровнем знания об объекте, а сама проблема указания ставится как эпистемологическая проблема. Теория Рассела о дескриптивном содержании имен (по крайней мере, обычных имен собственных) является фрегеанской в том отношении, что, согласно ей, имена обеспечивают референцию к вещам через дескриптивное содержание, которое связано с именем. Иными словами, имя связано с эквивалентным (синонимичным) множеством дескрипций, и имя относится к чему бы то ни было, что удовлетворяет всем (или наибольшему количеству из имеющихся или возможных) дескрипций. С такой точки зрения, дескрипции дают значение имени, определяя предмет референции, который является чем бы то ни было, что удовлетворяет (или лучше всего удовлетворяет) дескрипции.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152