Библиотека >> Онтологические проблемы референции.

Скачать 248.02 Кбайт
Онтологические проблемы референции.

Скажем, идея концептуальной схемы как контекста зависимости всех значений некоего языка (причем более всеохватного, чем фоновые допущения) может выполнять ту же роль. Но здесь важно различать контекстную (широкую) зависимость и ситуативную зависимость. Под последней понимается зависимость от обстоятельств употребления, тогда как под первой — зависимость от тех структур, которые делают эти обстоятельства интерпретируемыми. Ситуативные зависимости устанавливаются правилами (по крайней мере, некоторые: другие, возможно, могут быть зафиксированы какими-то языковыми конструкциями), контекстуальные — можно сказать, правилогенны. И если ситуативная зависимость для указания с помощью некоего выражения устанавливается в виде: ‘Самый большой линкор на Земле’ указывает на один единственный объект и больше ни на какой ттт, когда произносящий это имеет намерение указать на линкор ‘Ямато’, то выполнимость этого правила в принципе зависит от тех же контекстуальных факторов, что и в том случае, когда ситуативная зависимость установлена, например, в виде: ‘Самый большой линкор на Земле’ указывает на один единственный объект и больше ни на какой ттт, когда существует один единственный объект, удовлетворяющий описанию. Эти факторы — совокупность наших знаний о мире, обусловливающая границы и структуру индивидуации; различие, быть может, состоит лишь в том, какие фрагменты этой совокупности (а также в какой последовательности, в каком соотношении и т.д.) принимать в расчет.

Поэтому мы практически с необходимостью должны, отвечая на вопрос о критериях референции, перейти к вопросу о характере контекстуальной зависимости предполагаемых референциальных элементов языка, ее границах и составе детерминирующих элементов.

2.2. Индивидуация

2.2.1. Выделение объекта единственным образом

Критерий индивидуации предстает в определенном отношении первичным критерием референции: если не происходит выделение объекта единственным образом, то употребление знака во многих случаях бессмысленно и знак, собственно, перестает работать как таковой.

Возможность и даже в каком-то смысле обязательность индивидуации является характеристикой, посредством которой фактически определяется референция: иметь референцию для выражения значит указывать на единственный объект всякий раз, когда оно употреблено в соответствующем контексте — можно сказать, правильным способом. В этом смысле критерии индивидуации конститутивны по отношению к критериям референции. Причем это отношение не транзитивно — тогда как для любого индивидуируемого объекта мы можем установить референциальную зависимость употребления некоего (уже существующего или вновь сконструированного) элемента языка от его условий индивидуации, мы не можем сделать обратного для любого выражения, о котором нам каким-либо образом известно, что оно имеет референцию (например, для выражения последний человек, который когда-либо высадится на Луну). В связи с этим можно было бы даже перефразировать отношение между индивидуацией и референцией следующим образом: определения референции через индивидуацию (или, иначе, определения условий референциальности через условия индивидуируемости и т.д.) суть аналитические[5] предложения соответствующей теории.

С другой стороны, для того, чтобы считать индивидуацию критерием референции, необходимо иметь основания для индивидуации вне и помимо употребления референциального термина. С этой точки зрения индивидуируемость также, по-видимому, не может рассматриваться как критерий референции в собственном смысле: условия индивидуации и условия референции вместе зависят от других критериев; но, вследствие нетранзитивности отношения между ними, первые выглядят в большей степени первичными и это, наверное — единственный аспект, в котором индивидуируемость все-таки может пониматься как критерий референции, помимо участия в аналитических фрагментах теории референции.

Пример разъединения критериев индивидуации и референции дает концепция Крипке. Он считает, что способность индивидуировать единственным образом объект характеризует очень немногие ситуации из тех, где термин может употребляться референциально — а именно, так называемые ситуации первокрещения; но это, несомненно — ключевые, конститутивные для референции ситуации. Так понятая индивидуация, согласно этой концепции, также есть необходимое условие референции; но с другой стороны, поскольку сохраняющее референцию употребление предполагается коммуникативно передаваемым как бы по цепи от индивида к индивиду и именно за счет этого каждый новый индивид в цепи считается употребляющим соответствующее имя референциально и с тем же референтом, что и предыдущие, постольку от индивидов, расположенных в цепи далеко от ситуации первокрещения, уже не требуется способность индивидуации и, соответственно, критерии референциальности термина относительно этих случаев его употребления — иные и лишь косвенно зависят от критериев индивидуации референта этого термина.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152