Библиотека >> Онтологические проблемы референции.

Скачать 248.02 Кбайт
Онтологические проблемы референции.

С точки зрения теорий первого типа, индивидуация референта в конкретном случае употребления референциального термина может быть ошибочной, если ее принципы не соответствуют общим принципам, постулируемым теорией, и, тем не менее, она может определять референцию термина для данного случая и, соответственно, типа случаев (именно на такую дихотомию, похоже, указывает пример с Санта-Клаусом — народная индивидуация, скорее всего, ошибочная с точки зрения каузальной теории, дескриптивно отождествляет референт термина с мифическим персонажем, иллюстрациями которого являются, в частности, живые мужчины, одетые в красные отороченные мехом тулупы, с посохами, мешками за спиной и пр.).

7)     Дескриптивные критерии могут обеспечить ошибочную индивидуацию и даже — правильную, но не необходимым образом; сами по себе они не достаточны для установления референции, поскольку никакой дескриптивный комплекс не может считаться исчерпывающим идентификатором одного и только одного объекта.

8)     Остенсивная индивидуация нуждается в поддержке со стороны других критериев: она может быть достаточно хорошо согласована для повседневной коммуникации, но, тем не менее, не может гарантировать референциальную определенность, поскольку указание, даже сопровождаемое демонстративными словами, фактически выделяет в окружающем пространстве только некий фрагмент с весьма нечеткими границами, который может быть по-разному онтологически структурирован (примеры, иллюстрирующие ситуацию радикального перевода, хорошо показывают недостаточность остенсии для установления референции).

9)     Далее, по отношению к дескриптивным критериям теории референции можно подразделить на дескриптивные (отводящие этим критериям конститутивную роль в установлении референции), недескриптивные (отказывающие дескриптивным критериям в какой-либо существенной роли в установлении референции) и комбинирующие (дополняющие дескриптивные критерии другими до того, что можно считать достаточным критерием референции). (То же можно сказать и об остенсии.)

10) Каузальные теории представляют собой альтернативу дескриптивным, но все же ближе расположены к комбинирующим.

2.3. Каузальность

2.3.1. Сохранение референции в контрфактических ситуациях

Идея сохраняющей референцию трансляции имени призвана показать, что, независимо от того, как в некой изначальной ситуации (названной Крипке ситуацией первокрещения), одномоментной или поэтапной, выражение связывалось с неким объектом, становясь его именем — остенсивно или по принципу удовлетворения дескрипциям — в дальнейшем только сохраняющие референцию коммуникативные связи поддерживают референциальное единство употребления данного имени. Крипке называет такие имена жесткими десигнаторами, имея под этим в виду, что они обозначают один и тот же референт во всех возможных мирах (контрфактических ситуациях), независимо от того, какие дескриптивные содержания в этих мирах характеризуют этот референт (в тех, разумеется, где он вообще существует как таковой). Но жесткими десигнаторами в таком же смысле могут быть и определенные дескрипции, поскольку и относительно них могут выполняться условия каузальности. В таком случае, понятие имени оказывается лишь прагматически определенным — это то, что участвует в соответствующих каузальных связях.

Каузальные теории могут, соответственно, использоваться как возражения против тех подходов, которые, в духе Рассела, отказывают именам в обладании каким-либо дескриптивным содержанием и на этом основании строят логические различия между терминами этих двух классов (именами и определенными дескрипциями): действительно, если рассматривать имена с точки зрения их каузальных историй, легко обнаружится, что не только такие выражения как ‘Вторая Мировая Война’, но и более очевидные собственные имена, такие как, например, ‘Рабан Мавр’, ‘Александр Великий’ или ‘Эйфелева Башня’, не могут быть однозначно специфицированы в рамках теории дескрипций. С другой стороны, здесь же кроется и некоторая относительная угроза тезису каузальных концепций, гласящему, что только каузальные связи, а не дескриптивные конститутивны для референции. Ведь в том случае, когда механизм первокрещения дескриптивен — на что указывают, в частности и дескриптивно содержательные имена, и имена, образованные из определенных дескрипций — именно связь с определенным дескриптивным содержанием и, в частности, удовлетворение объектом характеристик, выраженных соответствующими имягенными дескрипциями фактором, ответственным за появление соответствующих каузальных связей. Это относится также и к именам естественных родов, поскольку многие из них представляют собой термины, заимствованные из других языков, где их дескриптивное содержание вполне могло определять характер их употребления, а также — быть фактором, определившим выбор именно этого выражения в качестве имени данного типа объектов в ситуации первокрещения; таковы, например, термины ‘атом’ или ‘гиппопотам’.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152