Библиотека >> Проблема диалектики в немецком идеализме

Скачать 130.13 Кбайт
Проблема диалектики в немецком идеализме

В контексте кантовского воззрения этот вопрос трансформируется следующим образом: если "Критика..." представляет собой теорию физико-математических наук, то ведь сама "Критика...*, содержащая эту теорию, является определенным познанием? И если теория специальных наук есть логика наук, то должна существовать также и логика философского познания, т.е. "логика философии". По меткому выражению Ласка, трансцендентальный метод, кантианство вообще вновь должно быть применено к этому методу, к самой "Критике...". К проблеме Канта – как возможно априорное синтетическое суждение в математике, физике – следует добавить проблему – как возможно априорное синтетическое суждение в самой "Критике..."? Решение этого вопроса означает самопознание философии. Момент самопознания, который является стержнем идеалистического диалектического метода и заключительным этапом диалектического развития, который, как мы в этом убедимся, выполняет важную роль в системе Канта, должен был возникнуть и на почве указанной выше проблемы. Для решения этой проблемы понятие должно познать понятие, категория – категорию, основное положение – основное положение. Вообще субъект должен познать самого себя как субъекта, действиями которого являются понятие, категория, основное положение. Познание субъектом самого себя происходит (или точнее, следуя точке зрения Канта, должно произойти) без всякого материала, в силу одной формы, т.к. для познания субъекта и его форм ни субъект, ни формы субъекта не обладают никаким материалом.

В таком случае, либо не обоснована "Критика...", либо открывается путь к познанию, не имеющему материала, к интеллектуальной интуиции, Точнее, рассудок (Verstand) уступает место разуму (Vernunft), а разум диалектичен не только в понимании Фихте и Гегеля, но и Канта.

Интеллектуальная интуиция – необходимый момент идеалистической диалектики. Мы говорим; момент, а не основа, ибо основой идеалистической философии является свободный субъект, субъект, который есть разум (Vernunft); разум же движется не только в рациональных формах и является не только дискурсивным, но содержит также момент интуиции. Кант сам выделил понятие интеллектуальной интуиции. Этот момент оказал влияние на Фихте и мы увидим, что постановка и решение отмеченного вопроса привели Фихте к диалектическому методу. Фихте справедливо отмечал, что "Кант, как видно, меньше философствовал над собственным философствованием" ("Zu wenig ьber sein Philosophieren selbst philosophiert zu haben scheint").

Некоторые основные моменты, рассмотренные в этой главе, можно сформулировать следующим образом:


трансцендентальный метод безусловно содержит момент круга (Kreislauf), но это не опровергает "Критику...", т.к. мы имеем не формально-логический круг, а круг, предвещающий диалектический процесс;

трансцендентальный метод содержит элемент редуктивного метода и, стало быть, один из моментов диалектического метода;

трансцендентальный метод и трансцендентальная логика являются методом и логикой действительности и конкретного познания; постольку эта логика опровергает абсолютность формально-логических законов мысли и, в частности, закон противоречия; последнему Кант отводит сферу абстрактности, а для конкретного познания и действительности признает необходимость новых принципов;

включив в логику понятие трансцендентального субъекта, Кант подчинил действительность субъекту, сняв противопоставление субъекта и действительности, он открыл действительность в субъекте и тем самым направил трансцендентальный метод к диалектике. Субъект является единственной подлинной действительностью, а логические идеи – его творениями и определенностями. Идеалистическая диалектика есть логическое следствие вышесказанного;

решение проблемы трансцендентального метода – создание логики философии, являющееся логической необходимостью для философии Канта, означает замену рассудка разумом и постольку – переход на почву диалектики.
Некоторые из этих моментов ниже будут рассмотрены более детально.

III. "ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ"
§11. Логическое и реальное. Трансцендентальная логика Канта выходит за рамки формально-логического, вводит в логику субъект в качестве принципа логики и тем самым превращает ее в логику действительности. На основании изменения метода и основ логики меняется все содержание традиционной логики. Требуется реформа теории понятия и суждения и, как увидим дальше, на основе трансцендентальной логики теория понятия и суждения тоже направляется в сторону диалектической логики. Анализ действительности и формально-логического Кант проводит в работе "Опыт введения в философию понятия отрицательных величин" (1763).

Указанная работа занимает определенное место в процессе развития диалектического метода. Исследователи теории диалектики (В. Асмус, А. Деборин, М. Гогиберидзе) уделяли большое внимание этому сочинению27. Правда, оно написано Кантом до "критического периода", тем не менее ни один из этих исследователей должным образом не предусматривает главный стержень философии Канта – философию субъекта, которая является основой идеалистической диалектики.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84