Библиотека >> Смысл творчества

Скачать 251.24 Кбайт
Смысл творчества

То же было и у Я.Беме.

[64] См. Angelus Silesius «Cherubinischer Wandersmann», стр. 16.

[65] См. Bцhme, T. V. «Mysterium magnum», стр. 32.

[66] Тот платонизм в христианстве, который утверждает, что есть небесное человечество и что в нем предвечно все осуществлено, превращает жизнь земного человечества в призрачную комедию. Этому платонизму нужно противопоставить иное мировоззрение, по которому жизнь земного человечества и есть процесс, совершающийся на небе. Тогда мыслима реальная и абсолютная прибыль от мирового процесса.

[67] Это истинное самосознание человека вместе с другими мистиками дерзновенно было приоткрыто и нашим Сковородой. См. Эрн «Сковорода», стр. 255. Сковорода не считал человека тварью.

[68] Языческое антропологическое сознание можно характеризовать словами Роде: «Das ist aber in der Religion des griechischen Volkes der wahre Grundsatz, dass in der gцttlichen Ordnung der Welt Menschenthum and Gцtterwesen цrtlich und wesentlich getrennt und unterschieden sind und bleiben sollen» («Истинным основанием религии греческого народа является то, что в божественном миропорядке человеческое и божественная сущность, местное и сущностное разделены и различены и должны пребывать таковыми» (нем) – Ред.). Erwin Rohde «Psyche», II B., стр. 2. Христианство уничтожает эту пропасть между божеским и человеческим, соединяет два порядка. Но в сознании святоотеческом остается еще языческая раздельность человека и Божества.

[69] См. «Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского», ч. 1, стр. 87. Об антропологии св. Григория Нисского см. книгу В.Несмелова «Догматическая система святого Григория Нисского», стр. 357 – 398.

[70] См. «Симеон Новый Богослов», выпуск первый, стр. 29.

[71] См. «Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послания и слова», стр. 209.

[72] См. «Творения иже во святых отца нашего Аввы Исаака Сирианина. Слова подвижнические», стр. 10.

[73] См. там же, стр. 11.

[74] См. там же, стр. 22.

[75] См. там же, стр. 25.

[76] См. там же, стр. 269.

[77] См. там же, стр. 366.

[78] И.В.Попов говорит о св. Макарии Египетском: «Перестать быть человеком и теперь же стать Богом, хотя бы и на краткие моменты божественного наития, – вот что было целью всех стремлений и помышлений его души». См. «Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского», стр. 26.

[79] См. «Слова преп. Симеона Нового Богослова», I, стр. 27.

[80] См. там же, стр. 51.

[81] См. там же, стр. 53.

[82] Приведу цитаты из Заратустры, которые подтвердят мой взгляд на Нитцше. «Der Mensch, – говорит Заратустра, – ist etwas, das ьberwunden werden soll. Was habt ihr gethan, ihn zu ьberwinden? Alle Wesen bisher schufen etwas ьber sich hinaus: und ihr wollt die Ebbe dieser grossen Fluth sein und lieber noch zum Thiere zurьckgehen, als den Menschen ьberwinden? Was ist der Affe fьr den Menschen? Ein Gelдchter oder cine schmerzliche Scham. Und ebendas soll der Mensch fьr den Ьbermenschen sein: ein Gelдchter aber cine schmerzliche Scham». «Nietzsche Werke». Band VI, s. 13. «Was gross ist am Menschen, das ist, dass er eine Brьcke und kein Zweck ist: was geliebt werden kann am Menschen, das ist, dasser ein Ьhergang und ein Untergang ist», стр. 16. «Hцher als die Liebe zum Nдchsten steht die Liebe zum Fernsten und Kunftigen; hцher noch als die Liebe zu Menschen gilt mir die Liebe zu Sachen und Gespenstern», стр. 88. «Sic sind kleiner geworden und werden immer kleiner: – das aber macht ihre Lehre von Glьck und Tugend» – стр. 247. «Der Mensch eine Brьcke sei und kein Zweck», стр. 289. О добрых и справедливых говорит Заратустра: «Den schaffenden hassen sic meistens: den, der Tafeln bricht und alte Werthe, den Brecher, – den heissen sie Verbrecher. Die Guten nдmlich – die kцnnen nicht schaffen: die sind immer der Anfang vom Ende: sie kreuzigen den, der neue Werthe auf neue Tafeln schreibt, sie opfern sich die Zukunft, – sie kreuzigen alle Menschen – Zukunft!» Стр. 309. «Gott starb: nun wollen wir, – dass der Ьbermensch lebe», стр. 418. «Der Ьbermensch liegt mir am Herzen, der ist mein Erstes und Einziges – und nicht der Mensch: nicht der Nдchste, nicht der Armste, nicht der Leidenste, nicht der Beste. Oh meine Brьder, was ich lieben kann am Menschen, das ist, dass er ein Ьbergang ist und ein Untergang» («Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтоб превзойти его?

Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека?

Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверх-человека: посмешищем или мучительным позором» (Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. Пер. с нем. Ю.М.Антоновского. Спб., 1911. С. 5 – 6).

«В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и уничтожение» (Там же.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145