Библиотека >> Заметки о случае обсессивного невроза

Скачать 56.25 Кбайт
Заметки о случае обсессивного невроза

Он заболел, когда ему было чуть больше 20, т.к. столкнулся с искушением жениться на другой женщине вместо той, которую так долго любил; и он избежал решения этого конфликта, отложив все необходимые предварительные действия. Способ для этого предоставил ему невроз. Его колебания между девушкой, которую он любил, и другой девушкой, можно свести к конфликту между отцовским влиянием и любовью к даме, или, другими словами, конфликтному выбору между отцом и сексуальным объектом, аналогичном тому, который уже существовал (судя по его воспоминаниям и обсессивным идеям) в далеком детстве. Более того, на протяжении всей жизни, он, бесспорно, был жертвой конфликта между любовью и ненавистью в отношении и отца, и своей дамы. Его фантазии о возмездии и такие обсессивные феномены, как его обсессия понимания, его битва с камнем на дороге (с. 190), явились доказательством раздвоенности чувств; и они до определенной степени понятны и нормальны, т.к. обусловлены отказом дамы (с. 194) и непосредственно ее холодностью, что объясняет враждебность. Но его отношения с отцом обусловлены похожей раздвоенностью чувств, как мы видим при интерпретации его обсессивных мыслей; и его отец тоже должен был наверняка дать ему повод для враждебности еще в его далеком детстве, что мы практически безошибочно смогли восстановить. Его отношение к даме - смесь нежности и враждебности - распространилось в рамках его сознательных представлений; особенно он обманывался в степени и ожесточенности отрицательных чувств. Но его враждебность по отношению к отцу когда-то, напротив, остро осознавалась, и с тех пор вышла за пределы познания, и только справившись с жесточайшим сопротивлением, можно было вновь вынести ее на свет сознания. Мы можем рассматривать вытеснение детской ненависти к отцу как событие, которое отдало весь его последующий жизненный путь во власть невроза.
Конфликты в чувствах пациента, которые мы перечислили раздельно, не являются независимыми друг от друга образованиями, но связаны между собой попарно. Ненависть к даме нераздельно связана с привязанностью к отцу, и, наоборот, его ненависть к отцу связана с преданностью даме. Два этих конфликта в чувствах, которые явились результатом такого упрощения, а именно, противостояние между отношениями к отцу и к даме и противостояние любви и ненависти в обоих отношениях, не имели связи между собой, даже по содержанию и по происхождению. Первый из этих двух конфликтов связан с обычным колебанием между мужчиной и женщиной, который определяет выбор любым человеком объекта любви. Это начинается с вечного вопроса, который задают ребенку: «Кого ты любишь больше: папочку или мамочку?», и сопровождает его на протяжении всей жизни, вне зависимости от относительной интенсивности чувств к обоим полам и вне зависимости от сексуальной цели, на которой окончательно фиксируется. Но в норме такое противостояние вскоре утрачивает характер непоколебимого противоречия, безжалостного «или-или». Появляется пространство для удовлетворения неравных потребностей обеих сторон, ведь даже у нормального человека высокая оценка одного из полов обычно ставится в контраст с обесцениванием противоположного.
Другой конфликт - между любовью и ненавистью - кажется еще более поразительным. Мы знаем, что зарождающаяся любовь часто воспринимается как ненависть, и любовь, которая отрицает удовлетворение, может легко частично обратиться в ненависть, поэты говорят, что на самых бурных стадиях любви эти два противоположных чувства могут сосуществовать бок о бок, будто бы соперничая друг с другом, но хроническое сосуществование любви и ненависти, направленных на одного человека, и обладающих высокой степенью интенсивности, не может не вызвать у нас удивления. Мы в таком случае предположим, что страстная любовь давно бы победила ненависть или сама была бы поглощена ею. На самом деле, такое длительное сосуществование двух противоположностей возможно лишь при наличии специфических психологических условий и способствующего этому положения дел бессознательного. Любовь не смогла уничтожить ненависть, но сослала его в бессознательное; в бессознательном ненависть, не подвергаясь угрозе уничтожения со стороны сознания, имеет возможность существовать и даже развиваться. В подобных обстоятельствах сознательная любовь приобретает, как правило, путем реагирования особенно высокую степень интенсивности, как будто, чтобы быть достаточно сильной для выполнения вечного задания держать оппонента в вытесненном состоянии. Необходимым условием для появления такого странного состояния дел в эротической жизни человека служит доисторический период жизни его детства, когда две противоположности расщепились, и одна из них, чаще ненависть, вытеснилась. Если мы рассмотрим анализ некоторого количества случаев обсессивных невротиков, мы обнаружим, что невозможно избежать впечатления, что отношение между любовью и ненавистью, какие мы обнаружили у настоящего пациента, является одной из наиболее частых, значительных, а следовательно, и самых важных характеристик обсессивного невроза. Но как бы соблазнительно не было связать проблему выбора невроза со сферой инстинктов, существуют достаточные причины избегать такого пути.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30