Библиотека >> О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России

Скачать 50.72 Кбайт
О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России

е. логика. Труды Аристотеля получили известность в Европе в XII-XIII вв., после Крестовых походов и вследствие знакомства с араб. культурой.

Иоанн Скот Эригена, Эриугена (Erigena, Eriugena) (ок. 810 - ок. 877) - философ-богослов, по происхождению ирландец, а не шотландец (ошибка Киреевского). Переводил на лат. язык творения сщмч. Дионисия Ареопагита и прп. Максима Исповедника, сопровождая их комментариями. Взгляды философа сложились под влиянием новоплатоников, блж. Августина и богословов православного Востока. Его главные сочинения: "О Божественном Предопределении" (851) и "О разделении природы" (867). Учение Эригены еще при его жизни вызвало осуждение Католической церкви, а затем и вовсе было признано еретическим.

Предметом споров двух направлений схоластики - номиналистов и реалистов являлись универсалии - общие понятия. Номиналисты утверждали, что универсалии существуют только в мышлении, реалисты держались мнения о реальном существовании универсалий.

Под мистикой следует понимать практику и учение о богообщении, непосредственном единении души с Богом. Понятие мистики характерно для западного богословия, в православной богословской традиции ему соответствует понятие благодатного созерцания (иещсЯб). Оно достигается - при содействии благодати Божией - непорочной, подвижнической жизнью, исполнением заповедей Божиих, очищением от страстей, трезвенностью ума, непрестанной умной молитвой. Творения свтт. Афанасия Великого, Григория Нисского, прпп. Макария Великого, Исаака Сирина, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита (и его учеников-исихастов), других св. отцов свидетельствуют о личном опыте богообщения.

Имеется в виду Рене Декарт (Descartes) (1596-1650) - фр. философ, математик, физик и физиолог. Его основные сочинения: "Рассуждение о методе..." (1637), "Метафизические размышления" (1641), "Начала философии" (1644). Полемизируя со схоластикой, Декарт подверг сомнению вообще все человеческие знания и сделал отправной точкой своего философствования принцип непосредственной достоверности сомнения, т.е., собственно, мышления: "Я мыслю, следовательно, я существую" ("Cogito, ergo sum"). Горячо желая привести философию к математической четкости, простоте и ясности, Декарт отождествил материю с пространством; человека Декарт понимал как органическую связь бездушного тела-механизма и думающей души. Декарт и последовавшие за ним Спиноза и Лейбниц в своем классическом рационализме утверждали идею естественного порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир.

Бенедикт (Барух) Спиноза (Spinoza) (1632-1677) - нидерл. философ и математик. Его важнейшие сочинения: "Трактат об усовершенствовании разума" (1661) и "Этика" (1675), написанная им наподобие учебника геометрии. Основываясь на законах математики, Спиноза приравнял природу к Богу, представив природу как причину самой себя, а разнообразие отдельных вещей как единичные проявления природы-субстанции. Связав поведение человека механистическим детерминизмом, философ отверг свободу воли. "Свободный человек" Спинозы действует сообразно с требованиями разума. По существу атеистические, идеи Спинозы оказали значительное влияние на мировоззрение фр. энциклопедистов.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (Leibniz) (1646-1716) - нем. философ, математик и филолог. Наиболее законченный очерк его философской системы изложен в труде "Монадология" (1714). Согласно Лейбницу, мир состоит из бесконечного числа монад - идеальных сущностей, простых и неделимых. Многообразие мироздания предопределено иерархией монад, высшей монадой является Бог. Монады не взаимодействуют между собой, но тем не менее находятся в единстве благодаря "предустановленной гармонии": так разные часы, работая синхронно, показывают одно и то же время.

Дэвид Юм (Hume) (1711-1776) - англ. философ, историк и экономист. Его главная философская работа - "Трактат о человеческой природе" (1734-1737). Развивая концепцию чувственного опыта как соотношения первичных и вторичных восприятий, Юм довел эмпирическую философию до ее логического конца: ничего не принимая на веру, но изыскивая любые указания, которые можно было получить из опыта и наблюдения, философ пришел к выводу, что таким путем нельзя познать ничего. Понятие о существовании причинно-следственных связей между явлениями, по мнению Юма, есть лишь плод человеческого опыта (логической ошибки).

Фрэнсис Бэкон (Bacon) (1561-1626) англ. философ и общественный деятель. Трудом всей его жизни было сочинение "Великое восстановление наук" (1620-1623). Считая, что только с помощью науки человек станет владычествовать над природой, Бэкон полагал основание и философии в опытном познании. Он утверждал, что философия должна быть отделена от теологии, не переплетаться с нею, как это произошло в схоластике, а зависеть только от разума.

Джон Локк (Locke) (1632-1704) англ. философ и политический мыслитель, идеолог Английской буржуазной революции 1688-1689 годов. Социально-политические воззрения Локка основаны на теории естественного права и общественного договора.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27