Библиотека >> О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России

Скачать 50.72 Кбайт
О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России

е. вселенная, и красота, т.е. гармония, согласие. Такое единство слова объясняется близостью, можно сказать единством этих двух понятий. До сих пор еще деревенская сходка, где выражается совокупный голос целой деревни, у нас называется миром, и в этом смысле нам встречается это слово еще в "Правде" Ярослава Великого, где оно обозначает даже целый округ. ...слово мир очевидно выражает не одно отсутствие вражды, а положительный союз, общество" (Киреевский П.В. О древней русской истории... С. 40-42).

Вероятно, имеется в виду мнение A.C.Хомякова о взаимосвязи заимствованного и самобытного в национальной культуре: "Чуждые стихии, занимаемые по необходимости одним народом у другого, поступают в область новой жизни и нового организма. Они переделываются и усвоиваются этим организмом в силу его внутренних не условимых законов: они подвергаются неизбежным измененьям, которых не может угадать практический рассудок и которых не должна предварять торопливая догадка. Жизнь всегда предшествует логическому сознанию и всегда остается шире его. Первые попытки художественные у нас были рабским подражанием образцам иноземным: мы переносили к себе готовые формы чувства и мысли; мы переносили к себе даже обороты языков чужих, приноравливая только к ним свой родной язык. Эта была дань поклонения, принесенная нами всему прекрасному, созданному другими народами, обогнавшими нас в просвещении. Теперь мы знаем и чувствуем, что художество - свободное выражение прекрасного - также разнообразно, как самая жизнь народов и как идеалы их внутренней красоты. Время подражанья в искусстве проходит. Мы не можем даже удовлетворяться тем, чем недавно восхищались. Мы понимаем, что формы, принятые извне, не могут служить выраженьем нашего духа и что всякая духовная личность народа может выразиться только в формах, созданных ею самой" (Хомяков A.C. Письмо в Санкт-Петербург // Москвитянин. 1845. №2, отд. "Русская словесность". С. 85).

Статья не была закончена в связи с болезнью И.В. Киреевского и пошла в печать без заключительного обращения к гр. Е.Е.Комаровскому (см.: Веневитинов М.А. И.В.Киреевский и цензура "Московского сборника" 1852 г // Русский архив. 1897. Кн. 3. Вып. 10. С. 290).

--------------------------------------------------------------------------------

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27