Библиотека >> Будущее одной иллюзии

Скачать 49.66 Кбайт
Будущее одной иллюзии

Но это несправедливо и отчасти неверно. Смена научных мнений — это развитие, прогресс, а не разрушение. Закон, вначале считавшийся безусловно верным, оказывается частным случаем какой-то более широкой закономерности или модифицируется другим законом, открытым позднее; грубое приближение к истине вытесняется более тщательным и точным, а то, в свою очередь, ожидает дальнейшего усовершенствования. В некоторых областях еще не преодолена та фаза исследования, когда подвергаются проверке гипотезы, которые вскоре будут отброшены как неудовлетворительные; а в других уже выявлено достоверное и почти неизменное ядро знания. Делались, наконец, попытки в корне обесценить научный труд тем соображением, что, будучи привязано к условиям нашей собственной природной организации, научное познание способно дать лишь субъективные результаты, тогда как действительная природа внеположных нам вещей остается для нас недоступной. При этом упускают из виду ряд моментов, решающих для понимания научной работы: что наша природная организация, то есть наш психический аппарат, сформировалась как раз в ходе усилий, направленных на познание внешнего мира, поэтому в ее структуре непременно должно иметь какое-то место соответствие этой цели; что она сама есть составная часть того мира, который мы исследуем, и она отлично приспособлена для такого исследования; что мы полностью очертим весь круг задач науки, если ограничим ее функцию демонстрацией того, каким нам должен представляться мир с учетом своеобразия нашей природной организации; что конечные результаты науки как раз ввиду способа их получения обусловлены не только нашей природной организацией, но также и тем, что воздействовало на эту организацию, и, наконец, что вопрос о том, как устроен мир, без учета нашего воспринимающего психического аппарата, есть пустая абстракция, лишенная всякого практического интереса.
Нет, наша наука не иллюзия. Иллюзией, однако, была бы вера, будто мы еще откуда-то можем получить то, что она неспособна нам дать.
Гипноз.
(Статья из первого издания «Терапевтического лексикона практикующего врача», изданного доктором Антоном Бумом в 1891 году)
Большим заблуждением было бы считать, что очень легко освоить гипноз для того, чтобы эффективно его применять на практике. Техника гипнотизирования вовсе не является по сравнению со всеми другими медицинскими приёмами более лёгкой. Врач, желающий гипнотизировать, должен овладевать этим искусством под руководством мастера, но и в этом случае врачу придётся ещё долго совершенствоваться на собственной практике, чтобы получать не только отдельные успешные результаты при лечении больных. Вот тогда только он и сможет со всей серьёзностью и решительностью подойти к ответственному делу, хорошо осознавая то, что именно нужно предпринять в определённых конкретных обстоятельствах для пользы больного. Память о проведённых им многочисленных исцелениях от воздействия гипноза придаст действиям врача ту уверенность, которая сможет пробудить и у больного ожидание приближающегося исцеления. Кто лишь наполовину верит в возможности гипнотизирования, воспринимая свою нелепость в роли гипнотизёра, и как следствие показывая всем своим видом, мимикой и тоном голоса, что он ничего хорошего не ожидает от предпринимаемых им попыток исцелить, тому не стоит удивляться неэффективности проводимого им лечения; лучше было бы, если бы он предоставил этот терапевтический метод другим врачам и не чувствовал себя униженным в роли врача-гипнотизёра; не стоит забывать, что другие врачи могут в результате накопленного ими практического опыта и чтения литературы быть глубоко убеждёнными в реальности и значимости гипнотических методов воздействия.
— Необходимо взять себе за правило, никогда не навязывать ни одному больному гипнотического лечения. Среди публики, причём даже у врачей, в этом деле непросвещённых, широко распространён предрассудок, что гипноз является опасным вмешательством в жизнь пациента. Если насильно навязать гипноз какой-либо персоне, поверившей ложным слухам о вреде гипноза, то по-видимому уже через несколько минут увидишь громадные помехи для лечебной работы, вызванные страхом больного и мучительным для него ощущением оказаться в полной зависимости от врача, причём это будет приписываться влиянию гипноза. Так что во всех тех случаях, когда существует мощное сопротивление к проведению гипноза, необходимо отказываться от этого метода и ожидать более благоприятного момента, когда под влиянием совершенно других сообщений больной перестанет испытывать страх перед возможностью оказаться загипнотизированным. И совершенно другой случай, когда больной заявляет, что он не испытывает страха перед гипнозом, что он просто не верит в него или не верит в то, что от этого может быть толк. Тогда можно сказать больному: «Я вовсе не требую от Вас веры, всё что мне нужно так это Ваше внимание и немножечко послушания в начале». В безразличном отношении больного чаще всего скрывается превосходная поддержка будущим действиям врача. А с другой стороны бывает так, что персоны, заявляющие о своём огромном желании и готовности быть загипнотизированными, оказывают усилиям врача большое сопротивление.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26