Библиотека >> Будущее одной иллюзии

Скачать 49.66 Кбайт
Будущее одной иллюзии

Врач может по своему желанию применять любой из подобных методов, необходимо только не упускать из виду главной цели: пробудить у больного за счёт разнообразных ассоциаций картину засыпания и зафиксировать внимание больного посредством остающегося неизменным одного и того же ощущения.
— Лечебная ценность гипноза связана с делаемыми на его сеансах внушениями. Эти внушения состоят в энергичном отрицании страдания, на которое жаловался больной, в уверении, что он способен справиться со своим страданием, или в приказе избавиться от него. Но намного эффективнее таких простых уверений и отрицаний воздействует уверение в исцелении в результате какого-либо действия или приёма во время проведения гипноза, например: «Вы не будете больше испытывать боли на этом месте, сейчас я надавлю на него и боли навсегда исчезнут». Да и, вообще, поглаживание и надавливание больной части тела во время проведения гипноза является превосходным средством поддержки внушения врача. Не стоит бояться просвещать загипнотизированного человека о природе его страданий, обосновывать перед ним возможность устранения его страдания и тому подобного, ведь и в состоянии гипноза перед нами чаще всего не какой-либо психический автомат, а одарённо разумом, способное мыслить существо, на которое мы сейчас можем гораздо сильнее повлиять, гораздо больше чем в состоянии, когда он бодрствует. При несовершенном (недостаточно глубоком) гипнозе необходимо избегать ситуаций, когда пациент может заговорить; эта моторная активность ослабит его чувство оглушённости, которое появилось у него в результате гипноза, разбуживая пациента. Персонам-сомнамбулам можно беззаботно позволять говорить, ходить, работать, можно добиваться далеко простирающихся психических воздействий, если начать расспрашивать таких пациентов о их симптомах и спровоцировавших их ситуациях.
— Посредством суггестии добиваются или мгновенного лечебного эффекта, это прежде всего относится к лечению параличей, контрактур и тому подобного, или постгипнотического, то есть отсроченного воздействия внушения, наступающего спустя какое-то время после выхода из гипноза. При неподдающихся усилиям врачей закоренелых симптомах будет совсем неплохо установить период ожидания (можно даже целую ночь) для реализации внушения врача. Наблюдения за больными убеждают в том, что психические впечатления, появившиеся у больных под воздействием внушений врача, как правило, нуждаются в определённом времени (инкубационное время), для того чтобы могло наступить соматическое изменение. Каждое конкретное внушение необходимо произносить с максимальной уверенностью, так как малейший намёк на сомнения быстро замечается больным и истолковывается не в самую благоприятную сторону; необходимо, вообще, не допускать никаких разногласий с пациентом, а при случае не забывать упоминать о своих способностях (если таковые имеются) воспроизводить и устранять каталепсию, контрактуры, потерю кожной чувствительности и тому подобное.
— Длительность одного сеанса гипноза зависит от практической потребности в нём; длительное пребывание в гипнозе до нескольких часов ни в коем случае не является помехой для исцеления. Выведения из гипнотического состояния происходит командой «На сегодня этого достаточно» и тому подобного. Не следует забывать заверять пациента после первых гипнотических сеансов, что он проснётся без головных болей, весёлым и бодрым. И несмотря на такие традиционные рекомендации можно заметить, что многие больные, даже после лёгкого гипноза, выходят из него с ощущением давления в голове и усталостью, особенно когда гипноз был слишком коротким. Они, так сказать, не доспали. Успех лечения не в каждом случае находится в прямо-пропорциональной зависимости от глубины гипноза. Можно в сеансах легчайшего гипноза добиться значительного улучшения состояния больного, а у сомнамбулы так ни к чему и не придти. Если через несколько сеансов так и не наступает желаемый результат, то возникает ещё одна помеха для работы врача. В то время как ни один больной не становится нетерпеливым, когда в результате двадцатого электрического лечебного сеанса или такой же по счёту бутылки минеральной воды у него не наступает исцеления, то обеспокоенность и недовольство гипнотическим лечением наступают у врача и пациента гораздо раньше из-за контраста между намеренно радужными внушениями и печальной действительностью. Разумные больные и здесь могут облегчить врачу выпадающую на его долю работу, как только им удастся понять, что врач незаменим во время делаемого им внушения, и что их тем более может ждать успех, чем энергичнее врач будет пытаться устранить страдание. При любом сколько-нибудь длительном гипнотическом лечении необходимо тщательно избегать монотонности. Врач должен постоянно находить новую завязку для своих внушений, новые доказательства своего могущества, изобретать ещё одно изменение в диагностической процедуре.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26