Библиотека >> Несколько замечаний по поводу доктрины космических циклов

Скачать 9.08 Кбайт
Несколько замечаний по поводу доктрины космических циклов

е. рассмотрением Манвантар и их частей. На этом уровне циклы являются одновременно и космическими и историческими, поскольку они непосредственно затрагивают земное человечество, оставаясь в то же самое время тесно связанными с событиями, происходящими в нашем мире и вне человечества как такового. В этом нет ничего удивительного, так как идея рассмотрения человеческой истории в полном отрыве от всего остального является исключительно современной и полностью противоречащей тому, чему учат все традиции, утверждающие, напротив, необходимую и постоянную связь между космическим и человеческим уровнями.

Манвантар или эр Ману(2), следующих друг за другом, всего четырнадцать, и они образуют две семеричные серии, первая из которых содержит прошлые Манвантары и ту, где мы сейчас находимся, а вторая -- будущие Манвантары. Эти две серии, одна из которых относится к прошлому, включая настоящее (являющееся, естественно, непосредственным результатом прошлого) , а вторая -- к будущему, могут быть сопоставлены с семью Сварга и с семью Патала(3). Семь Сварга и семь Патала представляют собой соответственно высшие и низшие по отношению к человеческому уровни (если мы рассматриваем иерархию градусов Универсального Существования или Универсального Проявления синхронно) или уровни, предшествующие человеческому и следующие за ним (если встать на точку зрения причинно -следственного развертывания циклов, понимаемых в символической перспективе временной последовательности). Очевидно, что для нас в данном случае представляется наиболее важным сугубо временное понимание цикла. Благадаря именно такому пониманию, на основании аналогии, упомянутой нами выше, можно увидеть в нашей Кальпе редуцированный образ всех циклов Универсального Проявления. В этой перспективе можно утверждать, что последовательность Манвантар представляет собой отражение в нашем мире иных миров. Чтобы подтвердить это замечание, следует заметить также, что два слова -- Ману и Лока(4) используются индусами для символического обозначения числа 14. Говорить здесь о простом "совпадении" можно только при полном невежестве относительно глубинных причин, стоящих за всяким традиционным символизмом.

Здесь следует рассмотреть также другие соответствия. Например, соответствие между семью Манвантарами и семью Двипа или "регионами", на которые, согласно индуистской доктрине, разделяется вся наша земля. Несмотря на то, что Двипа описываются в виде островов или континентов, расположенных в пространстве определенным образом (а само слово "двипа" на санскрите означает как раз "остров"), не следует понимать это буквально и рассматривать Двипа как обозначения, данные различным континентам нашей планеты. На самом деле, Двипа "появляются" одна за другой, по очереди, а не одновременно, и это означает, что на протяжении каждого циклического периода мы имеем дело с одной и той же Двипа. Если взять в качестве такого циклического периода Манвантару, то получится, что каждая Двипа в течение всей Кальпы должна появиться дважды, т. е. по одному разу в каждой из семеричных серий Манвантар, о которых мы упомянули. И судя по соотношению этих двух серий между собой, -- а они соотносятся друг с другом обратным образом, как и всегда в таких случаях, что явствует также из естественной противопоставленности Сварга и Патала, -- можно прийти к выводу, что очередность появления Двипа в ходе второй серии Манвантар должна быть обратной по отношению к порядку их появления в первой серии. В целом же здесь речь идет скорее о различных состояниях всего земного мира, нежели о пространственных "регионах" как таковых. Джамбу-Двипа представляет собой всю нашу землю целиком, в ее актуальном состоянии. О ней говорится, что она лежит к югу от горы Меру, т.е. от "осевой" горы, вокруг которой происходит вращение нашего мира. Но поскольку Меру символически отождествляется с Северным Полюсом, то вся земля находится к югу от нее. Чтобы объяснить этот вопрос более полно, следовало бы изложить соображения относительно символизма семи ориентаций пространства,-- так как именно на нем основано распределение Двипа по Манвантарам,-- а также показать связь между символизмом времени и символизмом пространства, на которой основывается вся доктрина циклов. Но так как мы не можем высказать в одной статье все эти идеи (что потребовало бы написания отдельной книги), ограничимся общими указаниями, а те, кто уже имеют некоторые знания в этой области, легко смогут их дополнить и развить.

Именно такое понимание смысла концепции семи Двипа подтверждается совпадающими данными других традиций, где также говорится о "семи землях". Особенно это очевидно в исламском изотеризме и в иудейской Каббале. В Каббале "семь земель", внешне представленные как семь частей земли Ханаанской, связываются с царствованием "семи царей Эдома", которые явно соответствуют семи Ману первой серии Манвантар. И все эти земли заключены в "Землю Живых", которая обозначает собой тотальное развитие всех возможностей нашего мира, взятых синхронно в их принципиальном состоянни. Мы можем отметить здесь сосуществование двух

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12