Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Но об этом эмпирическом регрессе я знаю только то - и ничего
больше, - что от всякого данного члена ряда условий я всегда должен
эмпирически восходить к еще более отдаленному члену. Следовательно, таким
путем величина совокупности явлений вовсе не может быть безусловно
определена, и потому нельзя также сказать, что этот регресс идет в
бесконечность, так как это [утверждение] антиципировало бы члены ряда, до
которых регресс еще не дошел, и представляло бы количество их столь
большим, что никакой эмпирический синтез не мог бы дойти до них,
следовательно, оно определяло бы величину мира (хотя лишь негативно) еще до
регресса, что невозможно. Действительно, мир (в своей целокупности) не дан
мне никаким созерцанием, стало быть, и величина его не дана до регресса.
Поэтому о величине мира самой по себе нельзя ничего сказать и нельзя даже
утверждать, что в ней имеет место regrcssus in infinitum, мы должны лишь
искать понятие величины мира по правилу, определяющему эмпирический регресс
в нем. Но это правило говорит лишь, что, сколько бы мы ни продвигались в
ряду эмпирических условий, мы нигде не можем допускать абсолютной границы,
а должны всякое явление как обусловленное подчинять другому явлению как
условию и, следовательно, должны идти далее к этому условию: это-regressus
in indefinitum, не определяющий никакой величины в объекте и в этом смысле
достаточно ясно отличающийся от regressus in infinitum.
Поэтому я не могу сказать, что мир в отношении прошедшего времени или
пространственно бесконечен. Такое понятие величины как данной бесконечности
эмпирически ведь невозможно, стало быть, оно безусловно невозможно в
отношении мира как предмета чувств. Я не могу также сказать, что регресс от
данного восприятия ко всему тому, чем оно ограничивается в ряду в
пространстве и в прошедшем времени, идет в бесконечность: такое утверждение
предполагает бесконечную величину мира. Я не могу также утверждать, что
этот регресс конечен, так как абсолютная граница также эмпирически
невозможна. Таким образом, я ничего не могу сказать обо всем предмете опыта
в целом (о чувственно воспринимаемом мире), а могу говорить только о
правиле, по которому следует приобретать и продолжать опыт соответственно
его предмету.
Итак, на космологический вопрос о величине мира получается прежде всего
негативный ответ: мир не имеет первого начала во времени и крайней границы
в пространстве.
Действительно, в противном случае он был бы ограничен пустым временем, с
одной стороны, и пустым пространством - с другой. Но так как он, как
явление, сам по себе не может быть ни тем, ни другим, ведь явление не есть
вещь в себе, то должно было бы быть возможным воспринимать ограничение
абсолютно пустым временем или абсолютно пустым пространством, и таким
восприятием эти концы мира были бы даны в возможном опыте. Но подобный
опыт, будучи лишенным всякого содержания, невозможен. Таким образом,
абсолютная граница мира эмпирически, стало быть и безусловно, невозможна.

Отсюда следует также и утвердительный ответ: регресс в ряду явлений мира
как определение величины мира идeт in indefinitum. Этот ответ равносилен
утверждению, что чувственно воспринимаемый мир не имеет абсолютной
величины, но эмпирический регресс (посредством которого единственно может
быть дан мир на стороне своих условий) подчинен правилу, согласно которому
всегда следует продвигаться от каждого члена ряда как обусловленного к еще
более отдаленному члену (будь то из собственного опыта, или руководствуясь
историей, или через цепь действий и их причин) и никогда не отказываться от
расширения возможного эмпирического применения своего рассудка, так как в
этом именно и состоит настоящая и единственная задача разума, когда речь
идет о его принципах.

Это правило не предписывает определенного эмпирического регресса, который
шел бы беспрестанно назад в определенном виде явлений; например, оно не
указывает, что мы всегда должны восходить от данного живого человека в ряду
его предков, не надеясь встретить первую пару, или восходить в ряду
небесных тел, не допуская самого отдаленного солнца; это правило требует
только идти от явлений к явлениям, хотя бы они и не дали никакого
действительного восприятия (если они по своей степени слишком слабы для
нашего сознания, чтобы сделаться опытом), потому что они, несмотря на это,
все же принадлежат к возможному опыту.

Всякое начало находится во времени, и всякая граница протяженного- в
пространстве. Но пространство и время существуют только в чувственно
воспринимаемом мире. Стало быть, только явления в мире ограничены
обусловленно, сам же мир не ограничен ни обусловлено, ни безусловно.

Именно поэтому, а также потому, что мир никогда не может быть дан весь и
даже ряд условий для данного обусловленного не может быть дан как мировой
ряд целиком, понятие величины мира дается только посредством регресса, а не
до регресса в совокупном созерцании.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249