Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Во всяком случае мы бы тогда
полностью познали только способ нашего созерцания, т. е. нашу
чувственность, да и то всегда лишь при условии [существования] пространства
и времени, первоначально присущем субъекту; каковы предметы сами по себе
-этого мы никогда не узнали бы и при помощи самого ясного знания явлений
их, которое единственно дано нам.

Поэтому думать, что вся наша чувственность есть не что иное, как
беспорядочное представление о вещах, содержащее лишь то, что присуще им
самим по себе, но только в виде нагромождения признаков и подчиненных
представлений, которые мы не можем отчетливо различить, - значит искажать
понятие о чувственности и явлении так, что все учение о них становится
бесполезным и пустым. Различие между неотчетливыми и отчетливыми
представлениями имеет только логический характер и не касается содержания.
Так, например, нет сомнения, что понятие права, которым пользуется здравый
рассудок, вполне совпадает с тем, что может развить из него самая
утонченная спекуляция, с той лишь разницей, что в обыденном и практическом
применении мы не осознаем таких разнообразных представлений, содержащихся в
этой мысли. Но на этом основании нельзя утверждать, будто обыденное понятие
имеет чувственный характер и содержит только явление: право вовсе не может
являться, его понятие содержится в рассудке и представляет (моральное)
свойство поступков, присущее им самим по себе. Наоборот, представление о
теле в созерцании не содержит ничего, что могло бы быть присуще предметам
самим по себе; оно выражает лишь явление чего-то и способ, каким это нечто
воздействует на нас; такая восприимчивость нашей познавательной способности
называется чувственностью и отличается как небо от земли от знания
предметов самих по себе, хотя бы мы и проникли в самую глубь явлений.

Вот почему философия Лейбница и Вольфа указала всем исследованиям о природе
и происхождении наших знаний совершенно неправильную точку зрения,
признавая различие между чувственностью и интеллектуальным только
логическим различием. На самом деле это различие трансцендентально и
касается не просто формы отчетливости или неотчетливости, а происхождения и
содержания знаний, так что с помощью чувственности мы не то что неясно
познаем свойства вещей самих по себе, а вообще не познаем их, и, как только
мы устраним наши субъективные свойства, окажется, что представляемый объект
с качествами, приписываемыми ему чувственным созерцанием, нигде не
встречается, да и не может встретиться, так как именно наши субъективные
свойства определяют форму его как явления.

Обычно мы отличаем в явлениях то, что по существу принадлежит созерцанию их
и имеет силу для всякого человеческого чувства вообще, от того, что им
принадлежит лишь случайно, так как имеет силу не для отношения к
чувственности вообще, а только для особого положения или устройства того
или другого чувства. О первом виде познания говорят, что оно представляет
предмет сам по себе, а о втором- что оно представляет только явление этого
предмета. Однако это лишь эмпирическое различение. Если остановиться на
этом (как это обыкновенно делают) и не признать (как это следовало бы
сделать) эмпирическое созерцание опять-таки только явлением, так что в нем
нет ничего относящегося к вещи самой по себе, то наше трансцендентальное
различение утрачивается и мы начинаем воображать, будто познаем вещи сами
по себе, хотя в чувственно воспринимаемом мире мы везде, даже при
глубочайшем исследовании его предметов, имеем дело только с явлениями. Так,
например, радугу мы готовы назвать только явлением, которое возникает при
дожде, освещенном солнцем, а этот дождь- вещью самой по себе. И это
совершенно правильно, если только мы понимаем понятие вещи самой по себе
лишь физически, как то, что в обычном для всех опыте определяется при всех
различных положениях по отношению к чувствам, но в созерцании только так, а
не иначе. Но если мы возьмем этот эмпирический факт вообще и, не считаясь
более с согласием его с любым человеческим чувством, спросим, показывает ли
он предмет сам по себе (мы говорим не о каплях дождя, так как они, как
явления, уже суть эмпирические объекты), то этот вопрос об отношении
представления к предмету трансцендентален; при этом не только капли
оказываются лишь явлениями, но и сама круглая форма их и даже пространство,
в котором они падают, суть сами по себе ничто, а лишь модификация или
основы нашего чувственного созерцания; трансцендентальный же объект
остается нам неизвестным.

Вторая важная задача нашей трансцендентальной эстетики состоит в том, чтобы
не только как правдоподобная гипотеза приобрести некоторую благосклонность,
но быть настолько достоверной и несомненной, как этого следует требовать от
всякой теории, которая должна служить органоном.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249