Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Таким образом, скептицизм есть привал для
человеческого разума, где он может обдумать свое догматическое
странствование и набросать план местности, где он находится, чтобы избрать
дальнейший свой путь с большей уверенностью, но это вовсе не место для
постоянного пребывания; такая резиденция может быть там, где достигнута
полная достоверность познания самих предметов или границ, в которых
заключено все наше знание о предметах.

Наш разум не есть неопределимо далеко простирающаяся равнина, пределы
которой известны лишь в общих чертах; скорее его следует сравнивать с
шаром, радиус которого можно вычислить из кривизны дуги на его поверхности
(из природы априорных синтетических положений), и отсюда уже определить
лить с точностью его содержание и границы. Вне этого шара (сферы опыта) для
разума нет объектов; даже вопросы о такого рода предполагаемых предметах
касаются только субъективных принципов полного определения отношений,
которые бывают между рассудочными понятиями в пределах этого шара.

Мы действительно обладаем априорными синтетическими знаниями, как это видно
из основоположений рассудка, антиципирующих опыт. Тот, кто не в состоянии
понять возможность их, может, правда, вначале сомневаться, действительно ли
они присущи нам a priori; но он еще не имеет права видеть в этом их
невозможность, пользуясь только силами рассудка, и признавать
несостоятельными все шаги разума в этом направлении. Он может только
сказать: если бы мы усматривали их источник и подлинность, мы могли бы
определить объем и границы нашего разума, а пока это не достигнуто, все
утверждения разума высказаны наугад. Именно таким образом было бы
обосновано всеобщее сомнение во всякой догматической философии, идущей
своим путем без критики самого разума; но этим не полагался бы еще предел
такому движению разума вперед, если оно было бы подготовлено и обеспечено
лучшей закладкой основания. В самом деле, во-первых, все понятия и даже все
вопросы, предлагаемые нам чистым разумом, находятся не в опыте, а только в
самом разуме, и потому должна существовать возможность решения и понимания
их, что касается их значимости или несостоятельности. Мы не имеем,
во-вторых, права, полагая, будто решение этих задач заложено в природе
вещей, отклонять их и отказываться от их дальнейшего исследования, ссылаясь
на нашу неспособность; ведь один лишь разум породил в своих недрах самые
эти идеи, и потому он сам должен дать отчет об их значении или
диалектической видимости.

Всякая скептическая полемика, собственно, обращена только против
сторонников догматизма, которые, не питая недоверия к своим первоначальным
объективным принципам, т. е. не подвергая их критике, с важным видом
продолжают свой путь; цель такой полемики состоит лишь в том, чтобы
расстроить планы догматиков и привести их к самопознанию. Сама по себе в
отношении того, что мы знаем и чего не можем знать, она ровно ничего не
значит. Все неудачные догматические попытки разума суть факты, которые
всегда полезно подвергать цензуре. Но отсюда нельзя делать вывод о надеждах
разума на больший успех в будущем и о его притязаниях на такой успех;
поэтому одна лишь цензура никогда не может привести к концу споры о правах
человеческого разума.

Так как Юм был, пожалуй, самым проницательным из всех скептиков и так как,
без сомнения, ничто так не повлияло на пробуждение основательного
исследования разума, как его скептический метод, то полезно обрисовать,
насколько это соответствует моей задаче, ход умозаключений и заблуждений
этого проницательного и достойного философа, которые вначале все же напали
на след истины.

Юм, возможно, догадывался, что в определенного роди суждениях мы выходим за
пределы нашего понятия о предмете, хотя никогда полностью не развил этой
мысли. Такие суждения я назвал синтетическими. Нет ничего затруднительного
в том, каким образом я могу посредством опыта выйти из понятия, которое я
имел раньше. Опыт сам есть синтез восприятии, обогащающий мое понятие,
которое я имею с помощью такого восприятия, другими прибавляемыми
понятиями. Но мы полагаем, что можем также a priori выйти за пределы нашего
понятия и расширить свое знание. Мы пытаемся сделать это или с помощью
чистого рассудка в отношении того, что по крайней мере может быть объектом
опыта, или даже с помощью чистого разума в отношении таких свойств вещей, а
также в отношении существования таких предметов, которых никогда не бывает
в опыте. Скептик Юм не различал этих двух видов суждений, хотя и должен был
сделать это, и считал такое самообогащение понятий и, так сказать,
самопорождение нашего рассудка (вместе с разумом) без оплодотворения опытом
прямо невозможным; поэтому он считал все предполагаемые -априорные принципы
их воображаемыми и находил, что они не более как возникающая из опыта и его
законов привычки следовательно, эмпирические, т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249