Библиотека >> Логико-философский трактат.

Скачать 44.24 Кбайт
Логико-философский трактат.


5.514. Если установлен способ записи, то в нем имеется правило, по которому
образуются все предложения, отрицающие р, правило, по которому образуются
все предложения, утверждающие р, правило, по которому образуются все
предложения, утверждающие р или q, и т. д.

Эти правила эквивалентны символам, и в них снова отражается их смысл.


5.515. Следует показать в  наших символах, что то, что связывается посредством
"V", "." и т. д., должно быть предложениями.

Именно это имеет место, так как символы "р" и "q"
ведь сами предполагают "V", "~" и т. д. Если знак "р"
в "pVq" не замещает комплексного знака, то он сам по себе не может
иметь смысла, но тогда знаки "рVр", "р.р" и т. д., имеющие
тот же смысл, что и "р", также не имеют смысла. Но если "рVр"
не имеет смысла, то "рVq" также не может иметь смысла.


5.5151. Должен ли знак отрицательного предложения образовываться с помощью
знака положительного? Почему нельзя выразить отрицательное предложение посредством
отрицательного факта? (Например, если "а" не стоит в определенном
отношении к "b", то это можно было выразить тем, что aRb не
имеет места.)

Но ведь здесь отрицательное предложение также косвенно образовано через положительное.

Положительное предложение предполагает существование отрицательного предложения
и наоборот.


5.52. Если значения S являются всеми значениями
функции fx для всех значений х, то N(x) = ~($x).fx


5.521. Я отделяю понятие "все" от функции истинности.

Фреге и Рассел вводили общность в связи с логическим произведением или логической
суммой. Так было труднее понять предложения "($x).fх" и "(x)fx",
в которых скрыты обе эти идеи.


5.522. Своеобразие "символики общности",
во-первых, в том, что она ссылается  на логический первообраз, и, во-вторых,
что она подчеркивает константы.


5.523. Символ общности выступает как аргумент.


5.524. Если даны объекты, то тем самым уже даны все объекты.

Если даны элементарные предложения, то тем самым также даны все элементарные
предложения.


5.525. Неправильно передавать предложение "($x).fх" словами "fx
возможно", как это делает Рассел.

Несомненность, возможность или невозможность положения вещей выражаются не предложением,
но тем, что выражение есть тавтология, осмысленное предложение или противоречие.

Тот прецедент, на который постоянно могли бы ссылаться, должен наличествовать
уже в самом символе.


5.526. Можно полностью описать мир при помощи вполне обобщенных предложений,
т. е. не согласовывая заранее какое-либо имя с определенным объектом.

Чтобы затем перейти к обычному способу выражения, нужно просто к выражению "имеется
один и только один х, который..." прибавлять: "и этот х
есть а".


5.5261. Вполне обобщенное предложение является составным, как и любое другое
предложение. (Это проявляется в том, что мы в "($х,Ф).Фх" должны
упоминать "Ф" и "x" раздельно. Оба независимо стоят в отношениях
обозначения к миру, как и в необобщенном предложении.)

Охарактеризуем составной символ: он имеет нечто общее с другими символами.


5.5262. Ведь истинность или ложность каждого предложения меняет нечто в общей
структуре мира. И пространство, которое оставляется его структуре совокупностью
элементарных предложений, есть как раз то, которое ограничивается вполне общими
предложениями.

(Если истинно какое-либо элементарное предложение, то тем самым во всяком случае
истинно еще одно элементарное предложение.)


5.53. Тождество объектов я выражаю тождеством
знаков, а не с помощью знака тождества. Различие объектов - различием знаков.


5.5301. Очевидно, что тождество не есть отношение между объектами. Это становится
совершенно ясным, если, например, рассмотреть предложение: "(х) : fx.
É.х = а". Это предложение говорит просто то, что только а удовлетворяет
функцию f, а не то, что только такие вещи удовлетворяют функцию f, которые имеют
определенное отношение к а.

Можно, конечно, теперь сказать, что как раз только а имеет это отношение
к а, но, чтобы выразить это, мы нуждаемся в самом знаке тождества.


5.5302. Расселовское определение "=="
не годится, так как согласно ему нельзя сказать, что два объекта имеют общими
все свойства. (Даже если это предложение никогда не верно, оно все же имеет
смысл.)


5.5303. Между прочим: сказать о двух предметах,
что они тождественны, бессмысленно, а сказать об одном предмете, что он тождествен
самому себе, значит ничего не сказать.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28