Библиотека >> Логико-философский трактат.

Скачать 44.24 Кбайт
Логико-философский трактат.

Глагол предложения не есть "истинно" или
"ложно" - как думал Фреге,-но то, что "истинно", должно
уже содержать глагол.


4.064. Каждое предложение должно уже
иметь некоторый смысл; утверждение не может придать ему смысл, потому что оно
утверждает именно смысл. То же самое относится  и к отрицанию.


4.0641. Могли бы сказать: отрицание уже связывается с логическим местом, которое
определяется отрицаемым предложением. Отрицающее предложение определяет не
то логическое  место, которое определяет отрицаемое предложение.

Отрицающее предложение определяет логическое место с помощью логического  места
отрицаемого предложения  описывая первое как лежащее вне последнего.

Сам факт, что отрицаемое предложение может снова отрицаться, показывает, что
то, что отрицается, уже является предложением, а .не только предварением предложения.


4.1. Предложение изображает существование
и несуществование атомарных фактов.


4.11. Совокупность всех истинных предложений
есть все естествознание (или совокупность всех естественных наук).


4.111. Философия не является одной из естественных наук.

(Слово "философия" должно означать что-то стоящее над или под, но
не наряду с естественными науками.)


4.112. Цель философии - логическое прояснение мыслей.

Философия не теория, а деятельность.

Философская работа состоит по существу из разъяснений.

Результат философии - не  некоторое количество "философских предложений",
но прояснение предложений.

Философия должна прояснять и строго разграничивать мысли, которые без этого
являются как бы темными и расплывчатыми.


4.1121. Психология не ближе к философии, чем любая другая естественная наука.

Теория познания есть философия психологии. Не соответствует ли мое изучение
знакового языка изучению мыслительного процесса, который философы считали таким
существенным для философии логики? Только они запутались большей частью в несущественных
психологических исследованиях, и аналогичная опасность грозит и моему методу.


4.1122. Дарвиновская теория имеет не больше
отношения к философии, чем любая другая естественно-научная гипотеза.


4.113. Философия ограничивает спорную область
естествознания.


4.114. Она должна ставить границу мыслимому и тем самым немыслимому.

Она должна ограничивать немыслимое изнутри через мыслимое.


4.115. Она означает то, что не может быть
сказано, ясно показывая то, что может быть сказано.


4.116. Все то, что вообще может быть мыслимо, должно быть ясно мыслимо.

Все то, что может быть сказано, должно быть ясно сказано.


4.12. Предложения могут изображать всю действительность, но они не могут изображать
то, что они должны иметь общим с действительностью, чтобы быть способными ее
изображать, - логическую форму.

Для того чтобы можно было изображать логическую форму, мы должны были бы быть
в состоянии поставить себя вместе с предложениями вне логики, то есть вне мира.


4.121. Предложения не могут изображать логическую форму, она отражается в
них.

Язык не может изображать то, что само отражается в языке.

Мы не можем выразить языком то, что само выражается в языке.

Предложение показывает логическую форму действительности.

Оно выявляет ее.


4.1211. Так, предложение "fа" показывает, что в его смысл
входит объект "fа"; два предложения "fа" и
"ga" показывают, что в них обоих речь идет об одном и том же
объекте.

Если два предложения противоречат друг другу, то это обнаруживается в их структуре;
точно так же, если одно следует из другого. И так далее.


4.1212. То, что может быть показано,
не может быть сказано.


4.1213. Теперь нам понятно, почему мы чувствуем,
что мы владеем правильным логическим пониманием, если только все правильно в
нашей символике.


4.122;  "Мы можем говорить в некотором смысле о формальных свойствах
объектов и атомарных фактов или о свойствах структуры фактов, и в этом же смысле-
о формальных отношениях и отношениях структур.

(Вместо "свойство структуры" я также говорю "внутреннее свойство";
вместо "отношения структур" - "внутреннее отношение".

Я привожу эти выражения, „чтобы показать причину очень распространенного
у философов смешения внутренних отношений и собственно (внешних) отношений.)

Существование подобных внутренних свойств и отношений не может, однако, утверждаться
предложениями, но оно проявляется в предложениях, которые изображают факты и
говорят о рассматриваемых объектах.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28