Библиотека >> Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология

Скачать 198.88 Кбайт
Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология


Несколько лет назад я работал воспитателем в физико-математической школе-интернате при Ленинградском университете и имел случай убедиться, насколько отличаются компании, состоящие целиком или почти целиком из людей, тождественных по этому признаку. В комнатах, где жили релатики, — вечная тишина; постоянный шум — в комнатах соматиков. В первых все было вовремя, дети не пропускали завтраков, умеренно прогуливали уроки и не портили отношений со старшими. Они были идеальными с точки зрения нашей системы образования, но с ними бывало скучновато. В комнатах соматиков все время что-нибудь рвалось, громыхало, звучало и билось. Вечером их было не уложить, утром не поднять, завтрак они дружно просыпали и на уроках появлялись несколько реже, чем этого хотели учителя. Скучно с ними не было, но недостатки и их образа жизни очевидны. Гораздо гармоничнее протекала жизнь в смешанных комнатах. Опыт показывает также, что смешанными должны быть и коллективы на производстве, и спортивные команды...
Интертипное взаимодействие соматик — релатик.
Соматик и релатик сильно действуют на самооценку друг друга, подобное влияние, конечно же, может быть и благотворно, и деструктивно. Худшее мнение релатика о соматике: «Он лезет на сцену, самоуверен, дерзок и неуместно активен». Худшее мнение соматика о релатике: «Он излишне скромен, малоактивен, эгоцентричен и несдвигаем». Такие мнения обычно высказывают недуализированные и о недуализированных. Вообще, о дуализации по этому признаку можно сказать примерно то же самое, что и про дуализацию по двум признакам, описанным ранее. Поэтому будем кратки.
Недуализированный соматик в погоне за внешними ценностями изматывает себя, предстает перед окружающими капризным, бессознательно и неизменно эгоистичным и пустым. Часто он готов лишиться всех своих приобретений, будь то деньги, карьера или ученое звание, лишь бы справиться с внутренним хаосом, но это, к сожалению, далеко не всегда удается. Многих спасает увлечение восточной философией — квинтэссенцией релатичного мировоззрения. Многие «зависают», живя случайными успехами и закрывая глаза на возникающие проблемы.
Недуализированный релатик. Никакой бури активности нет и в помине; вообще нет почти никакой активности. Хорошо такому человеку только наедине с собой, да и то не слишком. Варианты — «человек в футляре» или хулиган-одиночка. Первая возможность более характерна для абстрактиков-релатиков, вторая — для конкретиков.
Дуализация, которой помимо социальных причин часто мешает непонимание партнеров, снимает многие проблемы. Соматик учится замечать и ценить внутренний мир, релатик — внешний. Кроме того, удивительным образом оказывается, что наведение порядка во внутреннем мире и взаимодействиях означает для соматика новые успехи во внешнем мире, в развитии объектных качеств. Аналогично релатик, научившийся дорожить своими объектными качествами и узнавший им настоящую цену, обнаруживает в своей душе недостижимую ранее гармонию. Резюмировать сказанное нет необходимости.
Интертипное взаимодействие между спонтаниками и планомериками
В противоположность трем предыдущим, признак спонтанность — планомерность не является дуализирующим. Это значит, что взаимодействие партнеров «удобнее», если они тождественны по этому признаку. Совпадение типов у партнеров делает проще дуализацию по трем предыдущим признакам. По этой причине описание взаимодействия будет построено иначе.
Установки спонтаника на взаимодействие
Представители этого типа строят деловые и личные отношения исходя из конкретной ситуации, в которой они в данный момент находятся. Они ориентируются на следующие компоненты взаимодействия и личности партнера: на его талантливость, силу, красоту, материальное положение, умение всем этим распоряжаться; немаловажны также ощущения, которыми партнер может обеспечить, и информация, которой может снабдить. Эти компоненты воспринимаются целостно, а не последовательно, не рационально, как сказал бы К.Г. Юнг, поэтому мы, за неимением лучшего термина, будем называть их иррациональными.
Конкретные соотношения между перечисленными параметрами и чувствами, которые к партнеру испытывает спонтаник, могут быть различны. Например, одни спонтаники за таланты уважают, другие — любят. Однако всех их объединяет следующее: чувства симпатии, уважения или им обратные всегда должны, по их мнению, определяться конкретными качествами партнера, его перспективностью, вызываемыми им сенсорными (например, сексуальными) или темпоральными (например, чувством спокойствия за будущее) ощущениями. Ни любить, ни уважать другого только в ответ на его любовь или уважение спонтаник не может. Партнер должен из себя что-то представлять, и только потом может идти речь об отношении к нему. Чувства спонтаника зачастую очень непоследовательны (особенно с точки зрения планомерика), потому что они меняются в зависимости от иррациональных компонентов.
Таким образом, рациональные компоненты взаимодействия: этическая (например, симпатия), логическая (например, уважение), а также восприятие эмоций и деятельности партнера играют для спонтаника подчиненную роль.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110