Библиотека >> Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология

Скачать 198.88 Кбайт
Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология

). Самым замечательным следствием модели «Ю» было построение теории интертипных отношений, впоследствии развитой и дополненной и излагающейся в этой книге в более общем виде как теория интертипных взаимодействий.
Помимо серьезных достоинств, модель «Ю» имела и значительные недостатки:
1. Как вы уже заметили, в модели отсутствует половина функций. Известно только, что первая и вторая — самые сильные, четвертая — самая слабая. Однако понятно, что оставшиеся за бортом четыре из восьми функций существуют все же в психике реального человека наряду с функциями, вошедшими в модель.
2. Недостаточная системность, связность и теоретическая обоснованность модели. Те общие пояснения, которые мы можем найти в ранних работах Аугустинавичюте, выглядят весьма туманно и неубедительно.
3. Отсутствие динамики в модели «Ю». Ни слова о последовательности в работе функций, процессах их взаимодействия, ни слова о причинах и условиях формирования структуры типа.
Уже из первого пункта следует мысль об условности метода расстановки функций только по силе. Очевидно, «сила» или «слабость» имеют значение, но не только по этому признаку отличаются, скажем, первая от четвертой. Эта и некоторые другие идеи и привели Аугустинавичюте к построению второй модели личности, которую соционики в честь ее создательницы называют моделью «А».
Модель «А»
Эта модель рассматривает все восемь функций. Вам, вероятно, уже давно пришла в голову мысль описать ячейки так же, как аспекты — при помощи трех пар признаков, подобных категориям, используемым в аспектонике. Именно так мы и сделаем, но для этого необходимо выбрать соответствующие признаки.
Ментальность — витальность.
И. П. Павлов выделял в информационном обмене человека со средой две сигнальные системы. Вторая сигнальная система — знаковая, к ней относятся речь (устная и письменная), различные символы. Она (по Павлову) развита только у человека. Первая же предполагает инстинктивную реакцию на информацию, получаемую организмом непосредственно от органов чувств. Первая сигнальная система развита и у человека, и у животных. Любое животное постарается убраться подальше от опасности, не пройдет равнодушно мимо пищи, если голодно и т. д. Причем осознавать что-то при действии первой сигнальной системы совершенно необязательно, движение обычно происходит инстинктивно. Набор реакций этой системы чрезвычайно широк. Можно совершенно неосознанно нахмуриться, заняться каким-то простым делом (по привычке завести будильник на ночь) и т. п. Неосознанно мы действуем очень часто; возможно даже, не реже, чем осознанно. Опытные данные, собранные психоанализом и соционикой, говорят о том, что у каждого из типов в деятельности части функций преобладает сознательный элемент, в то время как остальные работают, как правило, бессознательно. В чем это выражается?
У любого типа половина функций попадает в первую группу, носящую название ментальных, а другая половина — во вторую группу, витальных. Разница между этими двумя группами вполне заметна. Ментальные функции стремятся решать свои проблемы сознательным способом — путем споров, раздумий, разговоров и т. д. Витальные — путем инстинктивных и рефлекторных действий (Скажем, человек мрачно тащит по асфальту санки с сидящим в них ребенком. Представитель типа с ментальным сомэкзодинамивом может посоветовать ему вытащить ребенка и нести в руках, человек же с витальным сомэкзодинамивом, по-видимому, подавит в себе желание броситься «спасать» его действием.).
Обработанная ментальными функциями информация распространяется в социуме вербальным способом. Витальные функции тоже получают и обрабатывают информацию, но не столько в словесной форме, сколько в виде простых сигналов-раздражителей, поэтому источник этой информации — в первую очередь свой собственный организм.
Таким образом, мы обнаружили первый признак — ментальность — витальность. Опыт чтения лекций показывает, что он самый неочевидный. Две оставшиеся пары значительно проще.
Сила — слабость (мюративность — иммативность).
Сила предполагает уверенное владение информацией по аспекту, достаточное ее количество и волевое внедрение своего мнения в окружающий мир. Слабость означает, что соответствующей функцией человек пользуется неуверенно, информации ему не хватает, и поэтому он скорее попадет под влияние социума, чем сам будет им руководить (Название признака произошло от французских слов, означающих зрелый, сложившийся и незрелый соответственно.).
Существенные замечания. Между развитием этих групп функций существует положительная обратная связь. Само существование сильных делает слабые еще слабее, но только до определенного предела. Функции, ставшие чересчур слабыми, крайне отрицательно сказываются на жизни человека и начинают постоянно о себе напоминать. Мюративные функции не абсолютно сильны: невозможно даже при феноменальном их развитии обладать всей информацией по аспекту и успевать ее обрабатывать. Иммативные тоже слабы только относительно мюративных, кое-какая информация все же умудряется быть ими усвоенной.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110