Библиотека >> Традиция внутренних школ ушу

Скачать 94.31 Кбайт
Традиция внутренних школ ушу

11 а -- б). Числовые значения мест в схеме девяти
дворцов воспроизводили диаграммы магических квадратов Хэту и Лошу.
Заметим, что в даосской литургии священник, перемещаясь по той же
схеме, изображал путешествие на Небо и возвращение на землю. В
широком же смысле считалось, что схема движения по девяти дворцам
воспроизводит космическую спираль дао, энергетические линии
вселенского поля ци. Движение от первого дворца к девятому считалось
"поступательным", а движение в обратном порядке -- "возвратным".
Очень важное место в традиционной китайской науке
"антропокосма" занимала особая система циклических знаков,
включавшая в себя десять знаков из разряда так называемых "небесных
стволов" (тянь гань) и двенадцать знаков из разряда "земных ветвей"
(ди чжи). Изначально эти знаки употреблялись для отсчета времени по
шестидесятидневным циклам, причем шесть таких циклов составляли
традиционный китайский лунный год. Со временем десять "небесных"
знаков (сгруппированных попарно) стали обозначать также пять мировых
стихий в их янском и иньском качестве, пять внутренних органов и т.
д. Двенадцать "земных" знаков служили обозначениями двенадцати часов
суток и двенадцати месяцев, а также шести главных меридианов
человеческого тела и шести состояний энергии-ци. Таким образом,
система "небесных стволов" и "земных ветвей" представляла собой
всеобъемлющую схему интеграции пространства и времени, а также
физического мира и биологических процессов человеческого организма.
Конкретно соответствия между циклическими знаками, и органами тела
выглядят следующим образом: легкие -- знак инь, толстая кишка --
знак мао, желудок -- знак чэнь, селезенка -- знак сы, сердце -- знак
у, тонкая кишка -- знак вэй, мочевой пузырь -- знак шэнь, почки --
знак ю, перикард -- знак сюй, "три обогревателя" -- знак хай,
желчный пузырь -- знак цзы печень -- знак чоу. Ниже приведена схема
распределения "небесных стволов" и пяти мировых фаз: знаки гуй, жэнь
-- север, вода, соленое, запах гнили; знаки цзя, и -- восток,
дерево, кислое, прокисший запах; знаки бин, дин -- юг, огонь,
горькое, запах горелого; знаки гэн, синь -- Запад, металл, острое,
запах сырого; знаки у, цзи -- центр, земля, сладкое, ароматный
запах.
Существуют также соответствия между циклическими знаками (со
всеми их ассоциациями) и основными жизненными точками организма.
Знаку цзы соответствуют точки минмэнь и хуэйинь, знакам чоу и сюй --
точка хуаньтяо (в бедре), знаку инь -- точка инцюань (в стопе),
знаку мао -- точка цзецзи (спина), знакам чэнь и мо -- точка
цзяньцзинь (плечо), знаку сы -- точка лаогун (в центре ладони),
знаку у -- точка цзуцяо или сюаньгуань, знаку ю -- точка таньчжун
(рис. 4). Читатель может сам соотнести знаки и жизненные точки с
видами ударов, различаемыми в традиции тайцзицюань (отметим, что
активны точки той половины тела, которая не находится под весом).
В заключение следует подчеркнуть еще раз, что в китайской
традиционной антропокосмологии образ человека, а равно и всякая
опытная реальность подчинены двуединству присутствия/отсутствия,
внешнего/внутреннего, матери/ребенка, тела/тени и проч. в рамках
символической практики дао. Великий Путь, согласно китайской
традиции, никогда не есть единственная и всеобщая истина. Он дается
в не-различении света и отблеска, звука и эхо, хаоса
"прежденебесного" и хаоса "посленебесного". Как отметил французский
синолог К. Скиппер, в даосизме божества являются "категориальными
гипостазами ритуального пространства и времени", тогда как видимые,
антропоморфные боги оказываются лишь бледной тенью реальности,
некоей "удобной иллюзией", к которой обращаются лишь по мере
надобности. "Подлинный человек" в китайской традиции -- это сам ритм
вселенной, столь же абсолютный, сколь и хаотичный. Его вечное
отсутствие в мире есть лучшее поручительство его реальности. Это
"безмерно-человеческое" начало в человеке не имеет следов во внешнем
мире, но, по словам древнего даосского мудреца Чжуан-цзы, "не может
не внушать доверия". Постигать его в себе -- значит постигать
бездонно-небесную глубину человеческого сердца.

ОСНОВЫ "ВНУТРЕННЕГО ДОСТИЖЕНИЯ"

Так называемое "внутреннее достижение" или "внутренняя
работа" (нэй гун), "внутренняя закалка" (нэй чжуан) есть, без
сомнения, коренная особенность традиционных школ китайского ушу,
которая отличает их от различных видов спортивной борьбы, возникших
в сопредельных с Китаем странах. Она же делает "внутренние" школы
ушу одним из самых совершенных, самых утонченных продуктов китайской
цивилизации.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51