Библиотека >> Традиция внутренних школ ушу

Скачать 94.31 Кбайт
Традиция внутренних школ ушу


Как можно видеть, в практике "внутренних школ" ушу движение
обладает особым внутренним измерением, внутренним образом, которые
творятся со-присутствием разнонаправленных тенденций "раскрытия" и
"закрытия", "поднятия" и опускания", "выхода вовне" и "погружения
вовнутрь", причем "погружение", "опускание", "движение вспять"
соответствуют "прежденебесному" началу, покою, силе инь и действию
самосокрытия, а "поднятие", "проявление", "поступательное движение"
-- началу "посленебесному", деянию и силе^н. Другими словами,
действие в практике ушу всегда сопрягается с противо-действием,
движением "попятным" (вниз и вовнутрь). Импульс удара
распространяется одновременно в противоположные стороны -- таков
один из главнейших законов китайского ушу. Как следствие, всякое
движение в практике ушу совершается по дуге, окружности, спирали и
в конечном счете -- по сфере, в которой сходятся и образуют
гармоническое единство разнонаправленные линейные движения. Сфера --
универсальный внутренний образ символического действия (не-действия)
в традиции ушу, символ гармонической полноты и в то же время
самовосполнения, совершенствования, творческой метаморфозы.
Различаются две взаимообратимые разновидности этой сферы как
прообраза круговорота Великого Пути: большая, или внешняя,
очерчиваемая пределами досягаемости рук и ног, и сфера малая, или
внутренняя, соответствующая вращению тела вокруг своей оси или,
точнее, вращению Киноварного Поля. Большая сфера имеет физические
параметры, малая же сфера -- реальность всецело духовная,
опознаваемая внутренним опытом. Постижение большой сферы
приуготовляет открытие малой. Одно из правил ушу гласит: "сначала
тренируй раскрытие, затем постигай свертывание".
В соответствии с принципами Великого Предела внешняя и
внутренняя сферы выступают как бы зеркальными образами друг для
друга, причем внутреннее движение как бы предвосхищает,
приуготовляет движение внешнее. Принцип зеркальности легко
угадывается и в характерных для практики ушу со-присутствии,
со-бытийности разнонаправленных движений, что проявляется особенно
наглядно в комплексах Тайцзицюань. В любом случае практика ушу
преполагает скручивание всего тела, которое создает определенное
внутреннее борение и гармонию, равнозначное энергетически заряженной
"пустоте" -- пустоте, вовлекающей в грандиозный вселенский вихрь
Великого Пути. Вот это скручивание, захватывающее без остатка все
тело, и выявляет присутствие в нас "единой нити" космического ци,
двигающегося по своим особым, имеющим форму спирали, силовым линиям.
Сказанное выше подводит к пониманию той особенности
"внутренней работы", -- едва ли не самой примечательной в ушу
-которая отобразилась в понятии цзин. Собственно, умение владеть
силой-цзин своего тела и составляло секрет поразительного мастерства
старых учителей ушу в Китае. Слово цзин не имеет даже
приблизительных эквивалентов в европейских языках, где различаются
только физическая сила (по-китайски -- ли) и те или иные виды
духовного воздействия, Между тем понятие цзин имеет и физический, и
духовный аспект. Для начала будет полезно обратиться к его
семантике. Знак "цзин" встречается, к примеру, в словосочетаниях
"сильный ветер" или "тугой лук", т. е. указывает на качество
упругости, а сила, сопряженная с упругостью, натяжением,
скручиванием и т. п., проистекают из структуры в целом, самого
качества данного состояния, и установить местонахождение ее
источника, ввести ее в цепь механических причин и следствий крайне
затруднительно, если вообще возможно. Аналогичным образом, для
мастеров "внутренних школ" ушу сила-цзин порождается организмом как
единым целым, помимо усилия каких-либо отдельных его частей. Поэтому
такая сила и является, согласно китайским канонам, результатом
"расслабления" и "самоопустошения", практикуемых мастером ушу.
Наставники "внутренних" школ крайне редко и немногословно
сообщают о природе силы-цзин и способах ее применения. Объясняется
это не столько обычной скрытностью китайских учителей, их нежеланием
дать в руки непосвященным самое грозное оружие рукопашного боя,
сколько невозможностью досконально разъяснить технику использования
силы-цзин словами; ибо работа с цзин есть реальность внутренняя, и
ее секреты, как считается, учитель передает ученику непосредствено
"от сердца к сердцу".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51