Библиотека >> История русской философии.

Скачать 266.38 Кбайт
История русской философии.

См. также Мочульский, "Духовный путь Гоголя"; Мережковский, "Гоголь и черт"; Овсянико-Куликовский, "Гоголь"; Шамбинаго, "Трилогия русского романтизма". См. также Гершензон, "Исторические записки" (2-е издание, 1923 г.), где находится прекрасная статья о Гоголе. Кроме сочинений Гоголя чрезвычайно важны 4 тома его писем. См. также Шенрок. "Материалы к биографии Гоголя". Французская книга Schloezer "Gogol" (1932) довольно поверхностна.

4 Мочульский. Ор cit., стр. 87.

5 Это справедливо и глубоко отмечает Гершензон. (Op. cit., стр. 175.)

6 Все приведенные цитаты взяты нами из "Выбранных мест из переписки с друзьями".

7 Эта тема легла в основу замечательной, во многом гениальной книги Л. Толстого "Так что же нам делать?". На тему "оправдания" добра написана Влад. Соловьевым известная нам книга.

8 См. об этом мой этюд "Gogols aesthetische Utopie".

9 См. об этом мою книгу "Европа и русские мыслители" (гл. II).

10 См. "Авторская исповедь" (Сочин. Берлинское издание, т. X, стр. 59).

11 Гершензон, "Исторические записки", стр. 175. Гершензон, впрочем, относит эти слова к моральному идеалу Гоголя - религиозный мир Гоголя, по его собственному признанию. (Ibid., стр. 177), остался для него закрытым.

12 Архим. Бухарев, "Три письма к Гоголю" (1861), стр. 54.

13 "Авторская исповедь". Соч., т. X, стр. 54.

14 См., напр., особенно горячую защиту (с религиозной точки зрения), театра в "Выбран. местах". (Соч. Т. IX, стр. 87-104).

15 Как это, напр., делает даже Gratieux в своей работе, посвященной Хомякову (Gratieux. "A. S. Khomiakoff et to mouvement slavophile". Vol. I-II). См. также этюд Панова "Славянофильство, как философское учение, "Журн. Мин. Нар. Просвещ.", 1880 (XI), или книгу М. Ф. Таубе "Гносеология по учению славянофилов", Петроград 1912. См. также Пыпин, "Характеристики литературных мнений", изд. 2-е, 1890 (гл. VI и VII); Колюпанов, "Очерк философской системы славянофилов", "Рус. обозрение", 1894.

16 Герцен, "Былое и думы", ч. II, гл. XXX.

*1 К случаю, по поводу (фр.).

17 Флоровский, "Пути русского богословия" (Стр. 275), говорит о "церковности, как методе" у Хомякова - ("быть в Церкви, есть необходимое предисловие богословского познания"). Это верно передает основное убеждение Хомякова.

18 Острую и несправедливую критику Хомякова находим лишь у Флоренского, который, однако, сам был выдающимся богословом. О Флоренском см. ч. IV настоящего труда.

19 Для характеристики богословия Хомякова важны: Флоровский, "Пути русского богословия"; Самарин, "Предисловие к богословским сочинениям Хомякова"; Карсавин, "Предисловие и примечания к изданию этюда Хомякова". "Церковь одна". Берлин, 1926. Grievec. "О theologii Homiakova", Bog. Vestn., 1934, Ljubljana; Розанов, "Новый путь", 1904; В. Троицкий, "Вера и Разум", 1911; Иванцов-Платонов, "Христ. обозрение", 1869; Певницкий, "Тр. Киевск. Дух. Акад.", 1869; Линицкий, Ibid. 1881-2; Горский, "Бог. вестник", 1900 (XI); Флоренский, "Богосл. вестн"., 1916. См. также в большой работе Завитневича (см. примеч. 20), т. II.

20 Полное собрание сочинений Хомякова, вышло в 1900 г. (Философские статьи собраны в 1 т., имеет также значение т. III и т. VIII - в последнем находится переписка Хомякова).

Из литературы о Хомякове укажем на капитальный труд Завитневича (печатался в "Тр. Киевск. Дух. Акад.", есть отдельное издание, т. I, ч. I и II, т. II, ч. II), Лясковского, "Хомяков", 1897 (книга интересна и ценна в том отношении, что приведены все главные выдержки из сочинений Хомякова, распределенные по рубрикам, - но философский отдел совсем здесь слаб), Бердяева, "Хомяков", 1912, упомянутая уже работа Gratieux. V. I-II, 1939. Очень важны книги: Колюпанов, "Биография А. И. Кошелева", т. I-II; Барсуков, "Жизнь и труды М. П. Погодина"; Коялович, "История русского самосознания"; Пыпин, "Характеристики литературных мнений" (гл. VI и VII); Степун, "Жизнь и творчество" (статья "Немецкий романтизм и славянофилы"); Arseniew, "Khomiakov und Möhler", Una Sancta, 1927 (особое издание "Ostkirche").

21 Флоровский. Op. cit., стр. 278.

22 Франц. перевод (в Collection "Una Sancta") вышел в 1938 году.

22a Очень любил Хомяков Паскаля и даже, по свидетельству Самарина, называл его своим учителем.

23 См. об этом у Бердяева в его книге о Хомякове, и у Флоренского.

24 Бердяев. Op. cit., стр. 142.

25 Бердяев. Ibid., стр. 146.

26 Хомяков. Сочин. Т. II (1900, Москва). Стр. 237. В позднейшем русском богословии эти же идеи, заостряя в сторону внеисторизма, развивал М. М. Тареев (см. о нем в книге Флоровского. Ibid., стр. 349). О Тарееве см. ч. III, гл. IV.

27 Т. II, стр. 58.

28 Т. II, стр. 17.

29 Ibid., стр. 225.

30 Ibid., стр. 237.

31 Ibid., стр. 111-112.

32 Соч. Т. I, стр. 161.

33 Ibid., стр. 161.

34 Ibid., стр. 288.

35 О целостном духе см. Ibid., стр. 272.

36 Ibid., стр. 283.

37 "Разумность Церкви, - пишет Хомяков. (Ibid., стр. 284), - является высшей возможностью разумности человеческой".

38 См. об этом, напр., недавнюю работу Schwarz, "Hegels philosophische Entvicklung", 1938.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134