Библиотека >> История русской философии.

Скачать 266.38 Кбайт
История русской философии.

5) Среди тем, особенно вдохновляющих русских людей, склонных к философии, первое место должно быть отведено проблемам морали, в частности, социальной теме. Рядом с этим стоит общий антропоцентризм мысли, сравнительно слабо выражен интерес к проблемам натурфилософии.

6) Распад церковного мировоззрения ведет к тому, что историософские темы остаются без идейного обоснования; историософские вопросы начинают трактоваться в форме утопии - так возникает характерная для будущего утопическая установка мысли.


 

1 См. об этом обильный материал в книге Haumant "La culture française en Russie"; много интересного можно найти в книге Алексея Веселовского "Западное влияние в русской литературе" (4-е издание).

2 См. ее "Записки". Очень живо и интересно биография ее рассказана Герценом - до сих пор это лучшее описание ее жизни. В биографии Дашковой чрезвычайно любопытна ее дружба с Дидро.

3 Укажу наиболее общие сочинения о философских течениях в России в XVIII в. Из общих руководств и очерков по истории русской философии только у одного Радлова, отчасти у Шпета можно найти кое-что, - громадное же большинство общих работ дает всегда крайне поверхностный обзор XVIII века. Радлов написал также специальный этюд "Очерк русской философской литературы XVIII в." (в журнале Петербургского Философского Общества "Мысль" № 2 и 3 - Петербург 1922). К сожалению эта работа Радлова очень слаба. - Очень ценны для изучения XVIII в., работы Сиповского (1. "Русские вольтерианцы XVIII в.", Журнал "Минувшие годы" 1914. 2. "Философские настроения и идеи в русском романе XVIII в.", "Журнал Министерства Народного Просвещения", 1905. 3. Книга "H. M. Карамзин", 1899). Интересна и ценна работа В. Н. Тукалевского "Из истории философских направлений в русском обществе XVIII в.", "Журн. Мин. Народн. Просвещения", 1911. Много существенных данных можно найти в книге П. Н. Милюкова "Главные течения русской исторической мысли" (2-е издание, Москва, 1898). См. также специальные тома "Литературного наследства", посвященные XVIII в. (взаимоотношениям России и Франции). № 29 - 30. Издание 1933 г. Москва. См. также № 9-10. (Том, посвященный Гёте - "Гёте в России", тоже богат материалом). Отметим наконец книгу В. Боголюбова "Н. И. Новиков и его время", Москва, 1916 г., в которой дано очень много ценных материалов.

4 См его статью "Философские настроения и идеи в русском романе XVIII в.", "Журн. Мин. Народн. Просв.", 1905.

5 Д. Д. Языков, "Вольтер в русской литературе". Сборник статей, посвященных проф. Стороженко, под заглавием "Под знаменем науки", 1902. См. также библиографические указания о Вольтере у Алексея Веселовского "Западное влияние в русской литературе". Изд. 4. 1910. Стр. 75-76 (прим.).

6 См. Веселовский, Ibid., стр. 76.

7 В. Ключевский, "Очерки и речи", т. II, стр. 255.

8 Ibid., стр. 256.

9 Веселовский. Ibid., стр. 67.

10 Едва ли не первым проявлением этой критики были письма Фонвизина из-за границы. Но еще Кн. Вяземский в своей книге показал, что эта критика опиралась на западные же источники. См. об этом справедливые замечания у Веселовского. Ibid., стр. 87, 90. Haumant (Op. cit., p. 119), справедливо связывает "галлофобию" у разных русских людей с англоманией. "Запад сам внушал русским людям критическое отношение к Западу", замечает он (Ibid., стр. 119).

11 Ibid., p. 112.

12 См. об этом статью Чечулина "Русский социальный роман XVIII в." в "Журн. Мин. Народн. Просв.", 1901, также этюд Кизеветтера, посвященный утопии Щербатова.

13 Это понятие можно сблизить с известной характеристикой французской мысли XVIII в. у Тена, который говорит о "классицизме" мышления XVIII в.

14 См. об этом книгу Боголюбова "Новиков и его время", гл. XIV.

15 См. об этом Веселовский. Ibid., стр. 119.

16 Флоровский. Op. cit., стр. 534. (Примеч.).

17 "Вольтерианство" продолжалось в России и в XIX в., но серьезного значения для движения русской мысли оно не имело. См. впрочем этюд Павлова Сильванского "Материалисты 20-х годов" (в книге "Очерки по русской истории XVIII-XIX в.").

18 Веселовский. (Ibid., стр. 57), сообщает, что эти письма в рукописи хранятся в Публичной Библиотеке.

19 О Татищеве см. книги Н. Попова, а также у Милюкова "Очерки по истории русской культуры". Т. III. (ч. II, г. II).

20 Веселовский, Ibid., стр. 20.

21 См. например у Флоренского, Op. cit., стр. 89 и дальше.

22 "Он пишет всегда точно проданным пером", зло замечает Флоровский (Ibid., стр. 90).

23 Некоторые историки философии вообще и авторы книг по русской философии смешивают "естественную религию" с деизмом, сущность которого заключается в признании творения мира Богом, но с отвержением участия Бога в жизни мира. "Естественная" же религия не включает в себя определенных учений, кроме общего признания реальности Божества. Как показал Зелинский (Cicero im Wandeljahre), все построения "естественной" религии в Европе восходят к сочинению Цицерона "De natura deorum".

24 О развитии русской исторической науки в XVIII в.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134