Библиотека >> История русской философии.

Скачать 266.38 Кбайт
История русской философии.

Корфа "Жизнь гр. M. M. Сперанского" (1861). Религиозно-философские взгляды С., не до конца исследованы. См. прежде всего еп. Феофан, "Письма о духовной жизни" (4-е издание 1903 г.). Статьи свящ. Ельчанинова (в журн. "Новый Путь", 1903. "Богосл. вестник", 1906, I-II). статья Чистовича в журн. "Христианское чтение", 1871 г. Для изучения взглядов Сперанского важны его письма к дочери (изданы отдельной книгой в 1896 г.), к другу его Цейеру ("Рус. архив", 1870 г.).

22 "Письма к дочери" (изд. 1869 г.), стр. 130.

23 Ibid., стр. 236-7.

24 Сборник "В память гр. M. M. Сперанского" - заметка, озаглавленная "Антихрист".

25 См. особенно благожелательный отзыв еп. Феофана о Сперанском (напр., стр. 7, книги "Письма о духовной жизни").

26 "Рус. архив" за 1870 г.

27 Подробности см. у Пыпина, ""Общественное движение при Александре I", гл. IV. Пыпин удачно характеризует взгляды Карамзина, как "систему общественного квиетизма". Стр. 205.

28 См. всю IV гл., вышеназванной книги.

29 Письмо к Цейеру ("Рус. архив", 1870 г., стр. 188).

30 Флоровский. Op. cit., стр. 133. Очень любопытны для характеристики этого периода те мистические ожидания, которые были связаны с влиянием г-жи Крюденер на Александра I. См. также секту Котельникова (Пыпин, "Религиозные движения при Александре I", гл. II-IV).

31 О Шаде см. у Koyré. Op. cit. 52-65, у Шпета. Стр. 110-118, у Боброва. Философия в России. См. также статьи Зеленогорского в журн. "Вопросы философии и психологии", №№ 27 и 30.

32 См. об этом Ueberweg, "Gesch. d. Philosophie" (12te Aufl. 1923. В. IV, s. 35).

33 См. подробности у Шпета. Op. cit., стр. 114-118.

34 Литература о Велланском: Бобров, "Философия в России". К. Веселовский, "Русский философ Д. М. Велланский", "Рус. старина", 1901, Филиппов, "Судьбы русской философии", журн. "Русское Богатство", 1894 г., Колюпанов, "Биография А. И. Кошелева", т. I, Шпет, Op. cit., стр. 124-132, Keyré. Op. cit., p. 91-99. См. также Розанов, "Воспоминания о Велланском", журн. "Русский вестник", 1867 г.

35 Koyré. Op. cit., p. 98.

36 Колюпанов. Op. cit., т. I, стр. 445.

37 О Ястребцове см. Шпет, Op. cit., стр. 305-9; к сожалению презрительный тон у Шпета портит, как всегда, его изложение.

38 См. у Боброва. Op. cit., стр. 221. (Вып. II).

39 Об этом свидетельствует письмо Велланского к Павлову (у Боброва, вып. II, стр. 225).

40 Шпет. Ibid., стр. 126.

41 Из рукописи "Животный магнетизм". См. у Боброва, вып. III, стр. 39.

42 Шпет очень грубо говорит, что Велланский начал с "натурфилософского хвоста, а не с философских принципов, не с головы" (Ibid., стр. 125). Но Велланский здесь нисколько не ниже других известных шеллингианцев - Окена, Каруса и др. Все они, исходя из принципов трансцендентализма, были заняты применением принципов Шеллинга к натурфилософии, антропологии и т. д. Шпет в другом месте (Ibid., стр. 132), говорит о Велланском, что он был"нечутким. а потому и беспечным к чисто философскому значению основных принципов". "Он не мог раскрыть философских основ науки и знания... ибо он не был философом". Суждение это явно несправедливо.

43 "Romantische Naturphîlosophie". Ausgewähit von Ch. Bernoulli u. H. Kern. Jena, 1926.

44 Впрочем надо отметить, что лекции Велланского воодушевляли некоторых слушателей до "самозабвения", до "экстаза". (См. у Боброва. Ор. cit. Вып. II, стр. 67), но влияние его было очень ограничено тем, что преподавал он в Медицинской Академии.

45 См. этюд Тарасевича о развитии естествознания в России. ("Ист. России", изд. Граната, т. VI).

46 П. Д. Лодий был автором "Логических наставлений". См. о нем у Шпета, Ibid., стр. 137-8.

47 См., наприм., Замотина, "Романтизм двадцатых годов", т. I-II (1911). О Галиче см. у Замотина, т. I, стр. 105-117.

48 См. беглые замечания о ней у Шпета, Ibid., стр. 133-5. Также у Б. Г. Ананьева, "Очерки истории русской психологии XVIII и XIX в.", Москва, 1947, стр. 74-79.

49 Еще раньше Павлов поместил в журнале кн. Одоевского "Мнемозина" статью "О способах исследования природы". О Павлове см. у Боброва "Философия в России". Вып. I и II, Шпета, Ibid., стр. 286-299, Koyré. Op. cit. P. 126-136, Герцен, "Былое и думы", т. I; Сакулин, "Кн. Одоевский", т. I, стр. 115-127.

50 Шпет считает Павлова шеллингианцем лишь "приблизительным" (Ibid., стр. 127). Сакулин (Op. cit., стр. 127), пишет: "мы можем считать Павлова шеллингианцем или точнее - окенианцем лишь с весьма существенными оговорками".

51 Впервые это мнение высказал М. М. Филиппов ("Судьбы рус. философии" в журнале "Русское Богатство", 1894 г., № 8). За Филипповым то же мнение высказал П. Н. Милюков ("Главные течения", стр. 296).

Впрочем Милюков причисляет его больше к "оппортунистам". Филиппову следует и Сакулин. Шпет справедливо подчеркивает недостаточность оснований для такого суждения о Давыдове.

52 Милюков. Op. cit., стр. 296.

53 См. подробный разбор взглядов Давыдова у Шпета и Коуré.

54 О Зеленецком см. подробности у Шпета, Ibid., стр. 104-110.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134