Библиотека >> История русской философии.

Скачать 266.38 Кбайт
История русской философии.

неудачную попытку вернуться на государственную службу (до опубликования "Филос. письма"). Сочинения. Т. I, стр. 173-178.

74 Вот характерные слова Чаадаева (в конце 8-го письма - "Литературное наследство", стр. 62): "Истина едина: Царство Божие, небо на земле... (что есть) осуществленный нравственный закон. Это есть... предел и цель всего, последняя фаза человеческой природы, разрешение мировой драмы, великий апокалиптический синтез". Чаадаев критикует протестантизм, видящий основу всего в Св. Писании: для Чаадаева основа всего - Церковь с ее таинствами, с ее преображающей мир силой.

75 Сочин. Т. I, стр. 86.

76 Ibid., т. I, стр. 117.

77 Письмо Кн. Мещерской. Соч. Т. I, стр. 242.

78 Критика исторической науки и требование "новой философии истории" у Чаадаева остались совершенно не поняты Милюковым ("Главные течения...", стр. 379).

*2 Здесь, например, очень ярко проявляется христианский акцент автора при изложении философии - на самом деле имеется в виду, что христианство для собственного укрепления адаптирует в себя устремления людей.

79 "Литературное наследство", стр. 27.

80 "Отрывки" (Сочин. Т. I, стр. 160). Писано в 1829 году!

81 Этот тезис очень часто встречается у Чаадаева. См. особенно "Литературное наследство", стр. 34, 36, 50, 53.

82 "Литературное наследство", стр. 53.

83 "Литературное наследство", стр. 34.

84 Ibid., стр. 34.

85 Ibid., стр. 35.

86 Ibid., стр. 24, 31.

87 В одном месте (Ibid., стр. 43), Чаадаев, как будто, сам сводит человеческую активность к Prinsipe occasionnel, но эта мысль означает не отрицание активности в человеке (как в подлинном окказионализме), а лишь признание ее слабости и немощности.

88 Ibid., стр. 44.

89 Сочин. Т. I, стр. 104.

90 Сочин. Т. I, стр. 121.

91 "Лит. наслед.", стр. 28.

92 Ibid., стр. 35.

92 Ibid., стр. 46.

94 Ibid., стр. 49-50.

95 Ibid., стр. 50.

96 Сам Чаадаев сближает это понятие (уже в философии истории), с понятием Weltgeist. Он пишет Тургеневу: "Значит действительно есть вселенский Дух, парящий над миром, тот Weltgeist, о котором говорил мне Шеллинг". (Сочин. Т. I, стр. 183.) Против смешения Творца с творением см. энергичные строки - "Лит. насл.", стр. 46.

97 К этому чрезвычайно приближается Н. И. Пирогов в своем примечательном учении о человеческом духе. Конечно, он не мог знать гносеологии Чаадаева (учение которого впервые опубликовано в "Лит. наслед."), О Пирогове см. ниже, гл. X.

98 См. особенно письмо IV. ("Лит. наслед.", стр. 38-45.)

99 См. все II письмо, посвященное общей философии истории. (Соч. Т. I, стр. 94-119).

100 "Лит. наслед.", стр. 33.

101 Эта и другие цитаты взяты из "Первого философ. письма".

102 Сочин. Т. I, стр. 181.

103 Цитаты взяты из "Первого философ. письма".

104 "Лит. наслед.", стр. 23.

105 Сочин. Т. I, стр. 185.

106 Таким образом, то, что раньше ставилось в упрек России и русским, теперь оказывается делом самого Провидения.

ГЛАВА III.
ВОЗВРАТ К ЦЕРКОВНОМУ МИРОВОЗЗРЕНИЮ. Н. В. ГОГОЛЬ. НАЧАЛО "СЛАВЯНОФИЛЬСТВА". А. С. ХОМЯКОВ.

1. Разрыв с церковным мировоззрением, начавшийся во второй половине XVII века и достигший в XVIII веке своего полного выражения, поставил на очередь, как мы видели, вопрос о создании новой идеологии. Первые построения этой новой идеологии выдвигали программу гуманизма, обоснования которого искали в чистой морали, часто - в "естественном праве". Но уже к концу XVIII века моралистический гуманизм осложняется привнесением в него эстетического принципа, - и эта форма гуманизма, восходящая к шиллеровской идее "Schöne Seele", надолго становится русской идеологией. Русская интеллигенция, оторвавшаяся от Церкви, ищет действительно в эстетическом гуманизме своего вдохновения, опирается на него в своих общественных движениях. Но в русской интеллигенции осталась, как мы видели, одна черта из былого церковного сознания - мы назвали ее "теургической идеей". "Теургическое беспокойство" держало мысль и совесть на высоте историософского универсализма, - именно так и развилась и окрепла в русской интеллигенции ее обращенность к "всечеловеческим" темам, ее напряженная и несколько суетливая занятость вопросами человечества "вообще".

Этот историософский универсализм таил в себе, по самому существу своему, неизбежность возврата к религиозным вопросам, - во всяком случае, он пробуждал и питал религиозные силы души. Действительно, несмотря на яркое и победное развитие духа секуляризации, уже в том же XVIII веке видим мы возврат к религиозному миропониманию, а в XIX веке Лабзин, Сперанский и различные мистические движения эпохи Александра I все настойчивее выдвигают религиозную идею, как основу новой идеологии. Наконец, в творчестве Чаадаева идея Церкви получает такое глубокое, основоположное значение, что самый смысл истории уже не может быть раскрыт вне идеи Церкви. Надо только иметь в виду, что построения Чаадаева, - помимо того, что они остались неопубликованными (за исключением первого "Философического письма"), - не могли иметь прямого влияния уже по одному тому, что Церковь, как сила истории, по Чаадаеву, проявила себя лишь на Западе, Россия же (в первых построениях Чаадаева) остается вне действия Промысла, выпадает из "тайны времени".


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134