Библиотека >> История русской философии.

Скачать 266.38 Кбайт
История русской философии.

Жуковскому была, собственно, чужда эстетическая философия Шиллера,<<71>> но ему было близко сближение эстетической и моральной сферы у Шиллера - идеал Schöne Seele. В одной из статей (в 1809-м г.) он писал о "нравственной пользе поэзии" во вкусе теории о Schöne Seele. Ему особенно были близки те течения немецкой романтики, которые тянулись ко всему запредельному, к "ночной стороне души", к "невыразимому" в природе и человеке. Не случайно и то, что (еще в 1806-м г.) он затевал полное издание на русском языке сочинений Руссо, - "культура сердца" была постоянным сосредоточием его размышлений и переживаний. Уже у Жуковского закладываются основы того учения о человеке, которое позже развил Киреевский (см. гл. IV этой части).<<72>>

Очень любопытно довольно частое у Жуковского присвоение религиозного смысла искусству. Это была черта всей романтики (преимущественно, впрочем, немецкой) - остановка на эстетической стороне в религии, в морали, в общественных отношениях. На вершине этого процесса в европейской культуре (не сказавшего доныне своего последнего слова) стоит, несомненно, Шиллер с его гениальными прозрениями в этой области. Но обожание искусства, стремление увидеть в нем "откровение", присвоение ему "священного" характера имеют глубочайшую связь с процессом секуляризации. У Жуковского мы находим очень характерную формулу: "Поэзия есть Бог в святых мечтах земли" (поэма "Камоенс").

Несколько иначе та же идея выражена в словах: "поэзия небесной религии сестра земная" - эта формула мягче и расплывчатее, чем первая, в которой поэзия оказывается сама по себе религиозной. Немецкие романтики тоже отожествляли (особенно Новалис, Фр. Шлегель) поэзию и религию; Жуковский не отличен от них в этом усвоении поэзии самобытной религиозной стихии (независимой от Церкви). Так же, как у Карамзина, натуральный исторический порядок имеет сам по себе уже священный характер,<<73>> так и у Жуковского священна поэзия, искусство вообще. Все это было созвучно тому основному процессу в русской культуре, который весь состоял в кристаллизации новой секулярной идеологии.

От эстетического гуманизма Карамзина и Жуковского, - расплывчатого, по существу безответственного, - мы переходим теперь к тем течениям русской мысли, в которых тоже доминирует во всем эстетический момент. Но здесь уже нет ни безответственности, ни расплывчатости. Здесь привходит влияние Шеллинга и более глубоких течений в немецкой романтике. Эта новая "волна" шеллингианства выявляется уже в 20-х годах, - прежде всего, в философских кружках, - одни из них оплодотворяются по преимуществу философией Шеллинга, для других философия Шеллинга имеет лишь переходное значение в движении к Гегелю.


 

1 Богословие было введено в программу Харьковского Коллегиума уже в 1734 году.

2 См. о нем, наприм., у Флоровского. Op. cit., стр. 105-107. Его годы 1701-1754.

*1 Скорее философ, чем священник (фр.).

3 Ibid., стр. 166.

4 Подробности смотри у Флоровского, Ibid., стр. 110-2.

5 Шпет. Op. cit., стр. 88.

6 См. наприм., презрительные замечания у Koyré, "La philosophie et le probléme national en Russie au début du XIX siècle", 1929. P. 47.

7 Шпет. Ibid., стр. 57.

8 Общий обзор философии Канта был дан в книге, переведенной с французского (!) в 1807 г. Перед тем были переведены с оригинала "Основоположения по метафизике нравов" (1803 г.) и трактат "О прекрасном и возвышенном" (1804 г.).

9 См. книгу Колюпанова. Биография А. И. Кошелева, т. I, стр. 426. Книга Колюпанова очень богата фактами, касающимися развития философской культуры в России в начале XIX в.

10 Об Осиповском см. интересный материал в статье о нем в журнале "Русская старина" за 1876 г. См. также философскую позицию известного русского математика Лобачевского.

*2 Чистосердечно, искренне (лат.).

11 Киреевский. Сочинен. Т. II. (изд. 1911 г.). Стр. 132.

*3 Во что бы то ни стало (лат.).

12 См. об этом Пыпин, "Религиозные движения при Александре I".

13 Литература о Лабзине не очень богата. Кроме его собственных статей в "Сионском вестнике", см. статью Модзалевского в "Рус. биографич. словаре", статьи Дубровина в "Рус. старине" за 1894-1895 г. воспоминания о нем М. А. Дмитриева, Витберга, Стурдзы (в "Русской старине"). См. также книгу Колюпанова. Биография А. И. Кошелева и выше названную книгу Пыпина.

14 Пыпин. Ibid., стр. 99.

15 См. подробности у Пыпина.

16 См. об этом у Дубровина ("Рус. старина", 1895 г., январь, стр. 57).

17 Ibid., стр. 59.

18 Ibid., стр. 79.

19 Последние цитаты заимствую у Колюпанова. Op. cit., т. I, стр. 170-176.

20 Это подтверждает в своих воспоминаниях друг Лабзина А. М. Дмитриев: "Его разум, - пишет он о Лабзине, - представлял все ясно и просто, основывал все на законной необходимости и на законе, соединяющем видимое с невидимым, земное с небесным. Итак, думал я, есть наука религии..."

21 Биография M. M. Сперанского хорошо изложена в двухтомном труде бар.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134