Библиотека >> История русской философии.

Скачать 266.38 Кбайт
История русской философии.

"Все миры связаны между собой электрической цепью любви..., вся цепь сознания есть восходящая лестница познания бессмертного и вечного Духа, живущего в природе..., человек есть орган сознания природы"... В этих положениях натурфилософская концепция Шеллинга выступает в антропоцентрическом аспекте, - а поэтическая окраска всей концепции явно отражает романтическое умонастроение. "Не умом, а сердцем, - замечает Венгеров,<<69>> - воспринимали юные философы шеллинговский пантеизм". Для идеологии эстетического гуманизма, которая уже царила в русском секуляризме и над дальнейшей обработкой которой немало потрудился как раз Белинский, характерно возвышенное отношение к человеку как высшей ступени природы: это - первые начатки философского персонализма.

Некоторые исследователи видят в прославленной статье Белинского "Литературные мечтания" влияние Надеждина (проф. Московского Университета), о влиянии которого на Станкевича мы уже говорили. Можно считать этот вопрос уже достаточно исследованным - и о влиянии Надеждина надо говорить утвердительно.<<70>> Белинский горячо отдался своему поэтическому восприятию мира, своей вере в человека, - конечно, более всего под влиянием Станкевича,<<71>> но в нем был и свой собственный источник морального вдохновения. Отчасти это была его глубокая (хотя и не церковная) религиозность, отчасти - моральный склад его натуры.<<72>> Надо всем же в душе его царил эстетический момент, - и оттого ранний период у Белинского так отмечен влиянием Шиллера. Позже Белинский называл это время периодом "абстрактного героизма". Пыпин <<73>> отчасти прав, отвергая обвинения в "эстетическом квиетизме", будто бы царившем в это время во всем кружке Станкевича, но все же "абстрактный героизм" действительно уводил всю энергию души ввысь и отъединял от эмпирической жизни.

Когда в 1836-ом году Белинский познакомился с Бакуниным и вместе с ним увлекся идеализмом Фихте, то его "абстрактный героизм" еще более усилился. "Идеальная жизнь, - пишет он в это время, - есть именно жизнь действительная, положительная, конкретная, а так называемая действительная жизнь есть отрицание, призрак, ничтожество, пустота". Но этот отрыв от эмпирической жизни усиливает в Белинском его религиозность, возбуждает в нем порывы морального вдохновения. Однажды он написал близкому своему другу, В. П. Боткину, такие слова: "Дух вечной истины, молюсь и поклоняюсь тебе и с трепетом, со слезами на глазах предаю тебе судьбу мою: устрой ее по своей разумной воле". Несколько позже Белинский писал в одной статье: "есть книга, в которой все сказано, все решено, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни - Евангелие". Достаточно вчитаться в письма Белинского этого и следующего периода, чтобы почувствовать всю серьезную искренность этих слов Белинского. Во всяком случае, "абстрактный героизм", принявший в период фихтеянских настроений более напряженную и систематическую форму, оставил очень глубокий след в дальнейших исканиях Белинского.

В 1837-ом году Бакунин знакомит Белинского с Гегелем, и это открывает новую страницу в его духовной жизни. Плеханов справедливо отметил, что когда Белинский освободился (в 1841-ом году) от своего безраздельного увлечения Гегелем, то остался все же во многом верен ему.<<74>> Действительно, Гегель очень прочно завладел мыслью Белинского, и он сам не раз и очень патетически рассказывал о том, что дало ему знакомство с системой Гегеля. Не раз Белинскому ставили в упрек,<<75>> что он не читал самого Гегеля, а знал его с чужих слов, иногда по специально сделанным для него эксцерптам. Система Гегеля, однако, захватила Белинского, - она его резко и бесповоротно оторвала от абстрактного идеализма и направила к философскому реализму;<<76>> в этом главное значение гегелианства у Белинского. Ему нелегко дался этот отрыв от "абстрактного" идеализма, - Белинский признается в письме к Бакунину, что он "горько плакал", отрываясь от прежних построений. Он задумал написать (план остался, однако, невыполненным) "Переписку двух друзей", - "переписку "прекрасной души" (Schöne Seele) с духом", где Белинский ставит "прекраснодушию" ("абстрактному героизму") в упрек нечувствие момента борьбы и страдания в исторической реальности. Его влечет и волнует подлинная, а не "идеальная" действительность: "я гляжу на действительность, - пишет он (в 1837-ом году), - столь презираемую мною прежде, и трепещу таинственным восторгом, сознавая ее разумность".<<77>> Тогда же он писал Бакунину:<<78>> "ты показал мне, что мышление есть нечто целое, нечто одно..., что в нем все выходит из одного общего лона, которое есть Бог, Сам Себя открывающий в творении". Религиозная интерпретация понятия Духа (абсолютного) у Гегеля облекает новые идеи в знакомые религиозные понятия: "воля Божия, - пишет он в письме Бакунину, - есть то же, что необходимость в философии, - это "действительность". Отчасти (но лишь отчасти) прав Иванов,<<79>> когда говорит, что Белинский "хотел (в этот период) подменить науку религией, знание - созерцанием, исследование - откровением, человеческую жизнь и историю - диалектикой развивающейся идеи".


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134