Библиотека >> История русской философии.

Скачать 266.38 Кбайт
История русской философии.

Нам остается теперь перейти к изучению того же процесса секуляризации мысли уже за пределами Церкви в светской интеллигенции, окончательно оформившейся в русской жизни с воцарением Петра Великого.


 

1 Более всего можно найти указаний об этом в книге прот. Флоровского "Пути русского богословия", главы II-IV.

2 См. об этом особенно книгу Архангельского. Очерки из истории западно-русской литературы XVI-XVII в.

3 В 1599 г. состоялся в Вильне даже съезд православных и кальвинистов для объединения в борьбе с католицизмом. См. об этом движении у Флоровского. Стр. 36 и далее.

4 См. у Флоровского. Стр. 43 и далее, у Чижевского, "Философия на Украине" (2-е издание), стр. 57.

5 Предположение Щурата (Украинские материалы по истории философии. Львов, 1908), что Петр Могила учился у учителя Декарта Varon. лишено всякого основания. (См. Чижевский, Ibid., стр. 74, прим. 24).

6 См. об этом у Чижевского, гл. VI.

7 Вроде, наприм., "Opustotius philosophiæ" (1745-47) Иннокентия Гизеля и др. учебники.

8 Вот это заявление: "хотя мы уважаем всех философов, а преимущественно Аристотеля (!), однако... желая узнать чистую истину, не полагаемся ни на чьи слова. Философии свойственно более доверять разуму, нежели авторитету... Истина открыта для всех, она еще не исчерпана, многое осталось и для будущих поколений". См. Архангельский, "Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом", 1882.

9 См. справедливые замечания об этом у Чижевского. Стр. 59.

10 Наиболее полно картина этого движения обрисована у Шляпкина, "Св. Дмитрий Ростовский и его время", 1891.

11 См сводную работу С. Ф. Платонова "Москва и Запад", 1926; также фундаментальное исследование Алексея Веселовского "Западное влияние в новой русской литературе", 4-ое издание, 1910.

12 Шляпкин. Ibid., стр. 67.

13 Ibid., стр. 78.

*1 При любых обстоятельствах (лат.).

14 Напр., Флоровский. Op. cit., стр. 123.

15 Ibid., стр. 125.

16 Отзыв архиеп. Филарета Черниговского в его "Истории русской Церкви".

17 См. о нем обстоятельный труд прот. С. Четверикова "Старец Паисий Величковский", вып. I-II. Печеры, 1938 (та же книга в более полном издании вышла на румынском языке).

18 См. подробности во 2-м выпуске книги прот. С. Четверикова.

*2 Порочный круг (лат.).

19 Цитирую по статье Зеленогорского. ("Философия Сковороды". "Вопросы философии и психологии", № 23).

20 Эрн, "Сковорода", стр. 62.

21 См. подробнее об этом в книге Чижевского "Философия на Украине", гл. VII.

22 Шпет (Очерк. Стр. 69-70) высокомерно отвергает то, что Сковорода был философ, утверждая, что в "сочинениях Сковороды я нахожу предельно минимальное количество философии". Но Шпет, написавший прекрасное исследование по истории русской философии, вообще отвергает философичность мысли почти у всех русских мыслителей. Шпет - фанатический последователь Гуссерля и философично в его понимании лишь то, что соответствует взгляду Гуссерля на философию.

23 В своей ценной статье "Философия Сковороды". ("Путь" № 19).

24 Это относится и к философской терминологии, созданной Радищевым (см. о нем следующую главу).

25 Литература о Сковороде велика, но его философские произведения все еще недостаточно изучены. Обзор украинской литературы о Сковороде см. в книге Чижевского "Философия на Украине". Из русских работ наиболее ценной является монография Эрна ("Сковорода", Москва, 1912, стр. 342); см. также статьи Зеленогорского о Сковороде ("Вопросы философии и психологии" №№ 23 и 24); также различные работы Чижевского.

Самым полным изданием сочинений Сковороды является издание Багалия (1894), написавшего также много работ о Сковороде. Более позднее, очень тщательное издание Бонч-Бруевича (1912) ограничилось лишь первым томом.

26 Цитир. статья, стр. 197.

27 Эрн. Op. cit., стр. 214 и дальше.

28 Чижевский (статья в "Пути" № 19, стр. 34 и дальше).

29 Цитир. статья, стр. 28-29.

30 Такова, наприм., точка зрения Эрна ("Сковорода", стр. 325: "принципиально не враждуя с Церковью, Сковорода тем не менее находится в какой-то глухой, бессознательной оппозиции ей"). Издатель сочинений Сковороды Бонч-Бруевич идет дальше и основываясь на отдельных выражениях Сковороды хочет представить его близким к сектантству.

31 Отсюда иногда у Сковороды резкие выражения против "школьных богословцев", насмешка над монашеским маскарадом" и т. д.

*3 От греч. ευχαριστία (благодарение) - таинство причащения.

32 Соч. Стр. 445 (цитирую всюду по изданию Бонч-Бруевича).

33 См. об этом специальный этюд Чижевского "Сковорода и немецкая мистика", "Труды Рус. Науч. Инст. в Праге", 1929.

34 Соч. Стр. 313.

35 Соч. Стр. 328.

36 См. особенно соч., стр. 355. Убеждение это часто высказывается Сковородой.

37 Эта мысль очень часто встречается у Сковороды. См. самое раннее его произведение и последний диалог. (Соч. Стр. 51 и 250, passim).


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134