Система навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного развития
Библиотека

О проблемах энергоинформационной безопасности человека - К.В. Титов.

15.12.10

Материалы XII международной конференции «Ребёнок в современном мире. Семья и дети».

20-22 апреля 2005 года

К. В. Титов Санкт-Петербург

О МЕТОДОЛОГИИ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Человечество может существовать в пределах достаточно уз­кого диапазона параметров его физической, биологической и социкультурной среды. Это обстоятельство неоднократно под­черкивал в последние годы академик Н.Н.Моисеев, по словам которого, человечество как в физическом, так и в биологичес­ком и в социальном смысле "держится на острие", в конечном счете, — на острие энергоинформационной безопасности.

Так как человечество в облике ноосферы приобрело всеплане-тарный статус, то вновь возникающие проблемы энергоинформа­ционной безопасности имеют глобальный характер. Речь идет о предотвращении последствий катастрофического, энергоинфор­мационного перенасыщения культуры и цивилизации человека, якобы неспособного контролировать обмен, потребление и на­копление информации, обладающей критическим потенциалом изменений энергетики и перспектив его дальнейшего развития.

Поэтому конструктивный путь выработки стратегий челове­чества состоит в оптимальном энергинформационном обеспече­нии совокупных действий различных цивилизаций, способных обеспечить коэволюцию человека и окружающей среды. Человек должен овладеть сложнейшей наукой и искусством управления развитием ноосферы и предупреждения катастроф. Конструктив­ный императив энергоинформационной безопасности может быть понят как некоторое оптимизированное, системное множество свойств массовидной и индивидуализированной информации, необоснованное изменение которых в человеческой коммуника­ции и совместной деятельности недопустимо ни при каких усло­виях. Разумеется, как и экологический, и нравственный импера­тивы, энергоинформационный императив есть один из компо­нентов общей стратегии выживания человечества. Вне этой стратегии такие императивы уже предстают в форме некоторого табу или недостаточно обоснованных догматов, приверженность которым столь же небезопасна, как и пренебрежение ими. Опти­мальная энергоинформационная стратегия человечества состоит в бдительной и ответственной реализации современной, пока еще недостаточно разработанной методологии системного науч­ного обеспечения развития информационного потенциала со­временного человека.

Суть дела состоит не в ограничении свободы информации, а именно в ограничении возможностей ее использования во вред окружающим людям и всему человечеству. Характер основной озабоченности специалистов в области защиты информации мож­но выразить, например, в том, что в наиболее развитых странах мира решение технико-экономических и прикладных энергоин­формационных вопросов довольно часто подчиняет решение воп­росов гуманитарных и культурно-этических. Между тем, явно необходим переход не к техногенной, стихийно развивающейся энергоинформационной цивилизации, а к цивилизации антро­погенной, в которой основной ценностью должен быть человек, а не техника или информация.

Многое в этом плане определяется собственно информаци­онными, антропосоциальными и психосоциальными техноло­гиями защиты всех основных каналов человеческих коммуника­ций. Так как технологии представляют собою системы операций по целенаправленному использованию достижений науки и тех­ники, то именно на уровне технологий конкретным образом обеспечивается или сдерживается развитие человечества, не го­воря уже о том, что именно технологии обеспечивают возмож­ности преодоления стихийных ноосферных процессов, соци­альных и техногенных конфликтов и катастроф.

На современном этапе развития техники, в результате комп­лексного развития автоматизации и превращения техники в тех­нологию, человек должен быть не только ее творцом, но и кон­тролером. Аналогично, контроль и защита информации являют­ся не менее ценными, чем ее расширенное воспроизводство. Проблема защиты информации действительно является междис­циплинарной в научно-практическом отношении и общечелове­ческой в нравственно-этическом плане. Информация и техника, представляя человека в символическом, знаковом пространстве, предельно заостряют проблематику его существования, сужая актуальные пространственно-временные границы и расширяя веер трудно предсказуемых, многолетних и субконтинентальных его перспектив.

На принятие ответственных решений зачастую отводятся ди­апазоны секунд и миллиметров, вследствие чего обнажается ос­трая грань между сознательным и бессознательным контролем экстремальных ситуаций. Вместе с тем, не лишая современного человека его информационно-технических достижений, необхо­димо интенсифицировать производство средств защиты инфор­мации и энергоинформационного обмена, что является не толь­ко общекультурно значимым, но и вполне рентабельным направ­лением развития человеческой цивилизации. Государства и страны, по тем или иным причинам воздерживающиеся от реа­лизации различных проектов информатизации общественных и производственных отношений, рискуют стать несамостоятель­ными, все более зависимыми от эскалации передовых техноло­гий воспроизводства и защиты информации.

Крайне необходима разработка системных методов и критери­ев оценки информации и информационных технологий, включающих определение степени и качества их защиты, а также про­гноз ее устойчивости. Поэтому возрастают требования социально ответственной, комплексной, социокультурной, антропологичес­кой и нравственно-психологической экспертизы защитных свойств информации и последствий ее разнообразного применения.

В современной техноэтике вполне возможно введение анало­гов клятвы Гиппократа, не допускающей вреда существованию человека. Антропологическая ценность защиты информации о технике и технологиях подчеркивалась, в частности, в особой декларации о моральной ответственности в применении техни­ки (1974 г., Международный научно-технический симпозиум в Израиле). В настоящее время еще более повысились требования в плане обеспечения безопасности, здоровья и нормального куль­турного и личностного развития человека.

Социокультурный прогресс человека в первую очередь зави­сит от оптимальной защиты производства, переработки, хране­ния и трансляции информации. Современная компьютерная тех­ника, значительно опережая человека в скорости переработки информации, способна разрешать интеллектуальные задачи, адек­ватные тем, которые ставятся перед коллективным интеллекту­альным потенциалом человека.

Компьютеризация жизни человека выступает как ее всесто­ронняя, бесконечно изоморфная рационализация. Но не столь изоморфны средства защиты информации, поскольку они не всегда отличаются желательным соответствием между сложнос­тью охраняемых информационных объектов и системным их ка­чеством. Вместе с тем, следование этому принципу изоморфиз­ма существенно влияет на развитие технологий защиты инфор­мации. Как известно, системы изоморфизмов, имея в своей природной основе естественный характер, по существу являют­ся продуктами символического творчества человека, а это озна­чает, что, защита информационной культуры человека в свою очередь требует этой высокой культуры. С другой стороны понят­но, что степень защиты информации высвечивает то, насколько эта культура человечна, демократична и устойчива. В идеале, защищенность информации не должна ограничивать свободу дос­тупа пользователей к банкам данных, обмен разнообразной ин­формацией, быстрое принятие и осуществление необходимых практических решений.

Дальнейшее энергоинформационное развитие человечества, несмотря на то, что оно характеризуется не столько изменения­ми энергии и вещества, сколько скоростью и насыщенностью потоков информации, тем не менее, не может быть осуществле­но без указанных изменений. В этом смысле выявляется особая, информационная изоморфность компьютера и человека, сбли­жаемых единством содержания разрешаемых задач воспроизвод­ства и защиты информации. Компьютеры имеют вполне друже­ственный человеку интерфейс, однако, существует принципи­ально непреодолимая искусственность совместного интеллекта человека и компьютера, проявляющаяся в невозможности опе­рирования универсалиями и целостными образами, картинами переживаний и нравственных тревог человечества, смыслами, контекстами и ценностями текстов.

Поэтому воспроизводство и творческая защита информации так или иначе, — определяется только человеком, символы бы­тия которого составляют "рабочее тело" компьютера, от него относительно независимое. Для компьютера информация в сим­волах всегда— дана. Более того, сам компьютер представляет сложный социокультурный символ человека.

В то же время, для человека информация и ее приватный, требующий защиты характер, — прежде всего ЗАДАНЫ, пред­ставляя творческие, иногда довольно сложные, ценностные ЗА­ДАЧИ, не имеющие однозначных решений. Отсюда следует, что, в частности, качественное решение задач защиты информации всегда нуждается не только в изоморфном единстве человека и компьютера, но и в асимметрии этого единства, поскольку имен­но человек способен к асимметричному, социально-конструк­тивному ответу на инициируемые им самим вызовы современ­ных и будущих информационных технологий.



PDF Печать E-mail
 
Новости сайта

Техники привлечения денегТехники повышения своей эффективности на ВЕБИНАРЕ руководителя программы "Благосостояние" Андрющенко Натальи Владимировны 19... Далее...

Приглашаем на Европейский Фестиваль ДЭИР,с 19 по 25 июля 2018 годаТретий Европейский Фестиваль ДЭИР С... Далее...

Открыта запись на семинар "Перекрёстки", авторский проект К.В. Титова. Семинар традиционно будет проводиться на... Далее...
Joomla! Україна